ИГНАТИЙ, Брянчанинов Дмитрий Александрович - Страница 5

«Когда я жил в Сергиевой пустыни, тогда не благоволили, чтоб мои сочинения были издаваемы печатно, имея на то свои причины, – писал он брату 30 сентября 1862 г. – Что ж касается до меня, я никак не ищу напечатания моих сочинений, никак не признаю их достойными напечатания или способными к назиданию христианского общества… Сначала мне не указывали прямо: на отказ употребляем был свой приём. Именно: так перемарывали рукопись и так изменяли сочинение, что рукопись делалась никуда не годною, а сочинение делалось чуждым мне и получало искажённый вид…» Из современного духовенства Игнатий выделялся дворянским происхождением и высоким уровнем светского образования, вместе с тем он не обучался в духовных школах и не имел систематического духовного образования; при этом в своих сочинениях стремился передать личный опыт аскетической жизни – всё это вызывало настороженность иерархов и особое внимание цензуры к его литературной деятельности. Его сочинения долгое время ходили среди его почитателей и духовных чад в рукописном виде. Игнатий состоял в дружеских отношениях с деятелями культуры: с художником Карлом Павловичем Брюлловым, композиторами Михаилом Ивановичем Глинкой и Александром Алексеевичем Плещеевым, публицистом Виктором Ипатьевичем Аскоченским, директором Придворной певческой капеллы Алексеем Фёдоровичем Львовым, Николаем Васильевичем Гоголем и др. Игнатий оценивал произведения культуры с точки зрения христианского аскетизма. Так, о книге Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» в 1847 г. он писал: «Виден человек, обратившийся к Богу с горячностию сердца. Но для религии этого мало…» Книга «издаёт из себя и свет и тьму. Религиозные его понятия не определены, движутся по направлению сердечного вдохновения, неясного, безотчётливого, душевного, а не духовного…, книга Гоголя не может быть принята целиком и за чистые глаголы Истины». Назначенный в 1856 г. на Санкт-Петербургскую кафедру митрополит Григорий (Постников) счёл полезным для церкви предложить Игнатия на епископскую кафедру в образованной в 1843 г. Кавказской и Черноморской епархии. Кандидатуру Игнатия одобрил император Александр II, который, подобно своему отцу, питал глубокое уважение к нему. 23 октября в Синоде произошло наречение Игнатия во епископа, а 27 октября 1857 г. в Казанском соборе при многочисленном стечении народа состоялась епископская хиротония. 4 января 1858 г. Игнатий прибыл в Ставрополь. Обустройство епархии потребовало больших трудов, у Игнатия не было своего дома, половина населения епархии (линейные казаки) была выведена из ведения епископа, Синод не выделял достаточных средств, значительное число раскольников проявляло враждебность по отношению к епископу. Активным помощником Игнатия стал его брат Пётр Александрович Брянчанинов (1809–1891 гг.), занимавший должность ставропольского вице-губернатора, ему содействовал также фельдмаршал князь Александр Иванович Барятинский, наместник и главнокомандующий русскими войсками на Кавказе. В течение нескольких лет управления епархией Игнатий устроил правильный порядок богослужения, добился повышения окладов духовенству епархии, построил в Ставрополе новое здание семинарии и архиерейский дом, в котором собрал монашескую общину, негласно называвшуюся «Андреевский Крестовый монастырь».

 



 
PR-CY.ru