ИГНАТИЙ ДИАКОН - Страница 3

По мнению исследователей, ещё до 842 г. друг Игнатия Диакона, некий Иоанн, просил его составить Житие Георгия Амастридского. Авторство Игнатия Диакона исследователи оспаривали, но в настоящее время склонны считать надёжно доказанным. В этом Житии содержится первое упоминание о набеге Руси на Византию. Двенадцатисложным размером («шестистопным ямбом», в действительности силлабическим метром с элементами тоники) Игнатий Диакон написал диалог между Адамом, Евой и змием в 143 стихах, в котором каждый из персонажей по очереди произносит по трёхстишной реплике. Так же построен и диалог между Авраамом, богачом и нищим Лазарем (авторство Игнатия Диакона исследователи ставят под сомнение). Двенадцатисложником написаны переложение басен Эзопа и собрание из 24 нравоучительных стихотворений с алфавитным акростихом. Кроме того, Игнатию Диакону принадлежат три эпиграммы и стихотворение из пятнадцатой книги Палатинской антологии: собственная надгробная эпиграмма, надгробные эпиграммы монаху Павлу и диакону Самуилу (исследователи полагают, что это его ученики), в стихотворении поэт ставит себе в заслугу возрождение грамматического искусства, «таившегося в пучине забвения». Эпиграммы написаны правильным квантитативным элегическим дистихом. Несмотря на лишение сана, Игнатий Диакон, по крайней мере, до конца патриаршества Мефодия, сохранял значительное влияние в церковных кругах. Так, в письме 49 (между 843 и 846 гг.) он рекомендует митрополиту Игнатию Никомидийскому некоего монаха как кандидата на епископскую кафедру. По мнению исследователей, значение литературного творчества Игнатия Диакона чрезвычайно велико в контексте возрождения византийской литературы, начавшегося в конце VIII в., после длительного периода упадка. Игнатий Диакон был одним из первых авторов, декларировавших возвращение к античным образцам как одну из главных стилистических установок, что в результате породило неповторимую авторскую манеру письма, сочетавшую античные реминисценции со специфическим средневизантийским колоритом. Это сближает его творчество с произведениями патриарха Мефодия, что для исследователей не удивительно, поскольку Игнатий Диакон, по их мнению, входил в круг писателей, приближённых к патриарху и, очевидно, проводивших в жизнь его идеологическую программу. Стиль Игнатия Диакона исследователи характеризуют как довольно вычурный и усложнённый. В содержательном плане он стремится сгладить острые или неудобные моменты, либо говоря о них намёками, либо умалчивая об отдельных эпизодах. Так, в Житии Тарасия он заявляет, что не будет рассказывать о конфликте между патриархом и сторонниками Платона и Феодора Студитов, поскольку это не пойдёт на пользу читателям. Кроме того, Игнатий Диакон при каждом удобном случае ищет способ покаяться и отчасти оправдаться за своё «падение». Тем не менее, Жития патриархов Никифора и Тарасия, составленные им, относятся к лучшим образцам данного жанра, созданным в Византии.



 
PR-CY.ru