«ИАКОВА ПОСЛАНИЕ» - Страница 8

Хотя в Иак. 2:11 перечислены заповеди Декалога, слова о «рождении словом истины» в Иак. 1:18 указывают, скорее, на Евангелие (ср.: Еф. 1:13–14; Кол. 1:5–6; 2 Тим. 2:15; Ин. 17:17). Этот закон называется также законом свободы (Иак. 1:25; 2:12). В Иак. 2:10 содержится призыв соблюдать закон целиком (ср.: Гал. 5:3; Мф. 5:18–19; 22:40). С темой закона связано учение о вере и делах (Иак. 2:14–26). Если у апостола Павла в Посланиях к Римлянам и к Галатам разбирается вопрос о «мёртвых делах», то апостол Иаков сосредоточивает внимание на «мёртвой вере», при этом также используя в качестве образца для подражания пример праотца Авраама (2:21–24). Начиная с Мартина Лютера, в экзегетической литературе по «Посланию Иакова» обсуждается мнимое противопоставление между Рим. 3:28 и Гал. 2:16 с одной стороны, и Иак. 2:24 – с другой. Однако детальный анализ показывает исследователям, что учение апостола Иакова отнюдь не противостоит Павлову. Если апостол Павел говорит о делах закона Моисеева, то в «Послании Иакова» обсуждаются дела милосердия. Цели, ради которых совершаются дела, также различны. Если апостол Павел говорит о стремлении к оправданию через исполнение закона, то апостол Иаков рассматривает совершение дел милосердия как следствия и свидетельства обретённой веры. Общим лейтмотивом и для апостола Павла, и для автора «Послания Иакова» являются слова Гал. 5:6 о «вере, действующей любовью». К теме веры и дел относится и предупреждение апостола о том, чтобы дела и вера не расходились. Целостность, полнота и совершенство человека – ключевые понятия в «Послании Иакова» (Иак. 1:4, 17, 25; 3:2; ср.: 2:10, 22). Противоположностью совершенному человеку является человек с «двоящимися мыслями» и двоедушный (Иак. 1:8; 4:8). Целостность не может быть достигнута человеком самостоятельно, но является даром от Бога (1:17). К совершенству ведёт мудрость, которую необходимо просить у Бога (1:5). При этом апостол Иаков различает мудрость, нисходящую свыше, свидетельством которой является, прежде всего, кроткое поведение, и земную (душевную, бесовскую) мудрость, которой сопутствуют злоба и сварливость (3:13–18). К совершенству во всей полноте приводит человека и терпение, проявляемое в искушениях (1:2–4). Тот, кто претерпевает все искушения, получает «венец жизни» (1:12). Апостол Иаков по-новому отвечает на вопрос о том, испытывает ли Бог человека: «В искушении никто не говори: “Бог меня искушает”; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (1:13). Источником же искушений, согласно «Посланию Иакова», является человеческая похоть, которая производит грех, а «грех рождает смерть» (1:14–15). Исцелением от греха и смерти является покаяние, которое понимается как возвращение к Богу (4:6–10). Особая роль в деле спасения отводится в «Послании Иакова» молитве, которая является следствием веры (5:15). Поскольку Бог даёт просимое «всем просто и без упрёков», необходимо молиться и просить с верой, без всякого сомнения (1:5–8). Но нужно просить только то, что угодно Богу: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (4:3). Молиться следует и в горе, и в радости (5:13). Образцом молитвы служит молитва пророка Илии (5:17–18). Обязательно следует молиться друг за друга (5:16).

 



 
PR-CY.ru