«ИАКОВА ПОСЛАНИЕ» - Страница 7

Блоки, по его мнению, скрепляются сквозными темами бедности и богатства (1:9–11; 2:17), слушания и делания (1:22–25; 2:14–26). То, что говорится во второй главе о вере, в третьей относится к мудрости. Общей темой также является тема искушений (испытаний) и ответа на них. С. Амфу предложил более простую структуру: 1) 1:1–27 – испытание и надежда; 2) 2:1–26 – вопросы на собрании; 3) 3:1–4:10 – повседневная жизнь; 4) 4:11–5:20 – суд и спасение. По П. Дейвидсу, следует выделять основную часть «Послания» – Иак. 2:1–5:6, в которой развиваются темы, заявленные в 1:2–27: богатство и бедность (2:1–26), язык (3:1–4:12), искушения (4:13–5:6). В Иак. 5:7–11 эти темы снова перечисляются, а затем даётся общее заключение (5:7–20). Более детализированная схема приводится Р. Мартином. Ключом к структуре «Послания» является первая глава, в которой ставится вопрос о целях и об образе жизни в связи с искушениями (Иак. 1:2–4). Показаны опасности, которые встречаются на жизненном пути (1:5–8), подобном поездке купца (4:13–17), а также опасности, исходящие от богатства (1:9–11; ср.: 5:1–6). Благословение обещано тем, кто пройдут через эти испытания до конца (1:12; 5:7–11). Опорой на пути является обращение к Богу (1:13–18; 5:12–20). Второй большой раздел связан с темой слова и его исполнения (1:19–3:18). В Иак. 1:19–27 заявлено пять тем, которые затем раскрываются: истинное благочестие (1:27), слышание и исполнение слова Божия (1:22–24), человеческие слова (1:19, 26), гнев (1:19–20), образ жизни в этом мире (1:27). В Иак. 3:13–18 рассказывается о двух типах мудрости. Третий раздел содержит несколько тем: ложные надежды (4:1–10), отношения в общине (4:11–12), самонадеянность (4:13–17), богатые землевладельцы и бедные крестьяне (5:1–6), терпение (5:7–11), молитва и взаимопомощь в общине (5:13–20). Хотя автор «Послания Иакова» обходит стороной вопросы вероучения, тем не менее, ряд богословских положений в «Послании» выражен довольно ясно. Апостол Иаков приводит главную вероисповедную формулу иудаизма (по первому слову «Слушай» называемую «Шма») – «Бог един» (2:19; ср.: Втор. 6:4). Он также говорит о Боге как о Творце, управляющем всем (ср.: Иак. 1:17), Спасителе и Судии (2:12–13; 4:11–12). Об Иисусе Христе прямо говорится всего дважды в Иак. 1:1 и 2:1 (некоторые исследователи даже пытались рассматривать эти упоминания как глоссы в изначально иудейском сочинении). Однако стихов, в которых идёт речь о Христе, больше: Он называется Господом в 5:7–8, а в 5:14 говорится о помазании, совершаемом «во имя Господне», подобно крещению и исцелениям в «Деяниях святых апостолов». По мнению исследователей, на основании отдельных замечаний может быть изложена история домостроительства спасения. Согласно «Посланию Иакова», Бог избирает народ для спасения, в частности, бедных, чтобы сделать их наследниками Царства (2:5). Этот народ станет началом нового творения (1:18). Главный дар, который новый народ получил от Бога, – это слово истины и премудрости (1:18, 21), которое спасает души. Это слово необходимо исполнять (1:22). В этом мире новый народ подстерегают постоянные искушения (1:2–4), пройти через которые можно только имея веру в Иисуса Христа (2:1). В конце времён произойдёт пришествие Господа и Судии (5:7–9). В Иак. 2:8 заповедь о любви к ближнему называется «законом царским». Толкователи расходятся во мнениях, имеется ли здесь в виду закон Моисеев (заповедь из Лев. 19:18) или Евангелие.

 



 
PR-CY.ru