«ИАКОВА ПОСЛАНИЕ» - Страница 4

По мнению исследователей, датировка «Послания», несомненно, зависит от решения вопроса об авторстве. Если признавать авторство апостола Иакова, то «Послание» следует датировать временем до его кончины в 62 г. Исследователи спорят, было ли оно написано до Иерусалимского собора апостолов или после него. Если же «Послание» признаётся неподлинным, то временной границей написания будет лишь свидетельство Оригена. По мнению исследователей, на раннюю датировку «Послания Иакова» указывают следующие особенности текста: 1) неразвитая христология; 2) цитирование слов Спасителя не по тексту Евангелия, а на основе предания; 3) специфика экклезиологии, состоящая в том, что помимо пресвитеров церкви в Иак. 3:1 упоминаются ещё учители, не имеющие священного сана; 4) в Иак. 2:2 христианское собрание называется синагогой. Если «Послание» было составлено в Иерусалиме, то социальные условия, отражённые в нём, явно указывают на дату написания до разрушения Иерусалима, после которого богатых палестинско-еврейских землевладельцев фактически уже не было. Также отсутствуют признаки жёсткого противостояния с иудеями, не упоминаются споры с гностиками и другими еретиками. Сторонники противоположной точки зрения обычно ссылаются на отсутствие упоминаний о духовных дарах и напряжённых эсхатологических ожиданиях, а также на общие соображения относительно языка, псевдонимичности «Послания» и его зависимости от Павловых посланий и других Соборных Посланий. Согласно традиционной точке зрения, «Послание Иакова» было отправлено из Иерусалима в диаспору. Основными аргументами являются буквальное понимание Иак. 1:1 и атрибуция «Послания» Иакову, брату Господню, служение которого неразрывно было связано с Иерусалимом. Кроме того, тема бедности, которая затрагивается в «Послании Иакова», больше всего соответствует реалиям Иерусалимской общины, представленной в «Деяниях святых апостолов» и Посланиях апостола Павла. Образ раннего и позднего дождя в Иак. 5:7, по мнению исследователей, мог быть понятен, прежде всего, жителям региона Палестины или Сирии. Однако против таких выводов другие исследователи выдвинули ряд возражений. Во-первых, локальный колорит в «Послании Иакова» отсутствует полностью (Иак. 5:7 основан на ветхозаветных прообразах – Втор. 11:14; Иер. 5:24 или Иоиль 2:23, которые были доступны всем христианам). Во-вторых, рассуждения об иудеохристианском характере «Послания» и общины, к которой оно обращено, основаны не на тексте «Послания», а на сведениях об Иакове, брате Господнем, которые часто предопределяют выводы исследователей. В-третьих, попытки предложить альтернативные места, где могло быть составлено «Послание», – Рим, Александрия, Антиохия, Коринф – также кажутся исследователям неубедительными. Кроме того, ряд исследователей (особенно после работы М. Дибелиуса) сомневаются, является ли «Послание Иакова» письмом, а значит, есть вероятность того, что автор текста и аудитория, для которой текст был составлен, находились в одном и том же месте и принадлежали к одной и той же общине. Если всё-таки признать, что Иак. 1:1 так или иначе содержит указание на аудиторию, то особое значение имеет истолкование выражения «двенадцать колен, находящихся в рассеянии».

 



 
PR-CY.ru