«ИАКОВА ПОСЛАНИЕ» - Страница 3

По его мнению, нравственное учение «Послания» можно тематически связать с каждым патриархом: например, тема радости в Иак. 1:2 связана с Исааком, отрывок о слышании в Иак. 1:19–24 – с Симеоном и т.д. Но такая трактовка другим исследователям представляется искусственной. Противники этой интерпретации указывают на практически полное отсутствие в «Послании Иакова» апокалиптики, характерной для ветхозаветных апокрифов в жанре завещаний. Хотя многие учёные пытались доказать, что «Послание Иакова» цитирует уже Ириней Лионский, современные исследователи проявляют осторожность в этом вопросе, поскольку параллель обусловлена общим ветхозаветным источником. Возможное знание «Послания Иакова» автором «Пастыря» – Ермой, где, как и в Иак. 1:8 и 4:8, используется редко встречающееся понятие «двоедушие», ставится под сомнение исследователями по той причине, что других перекличек между этими текстами нет. Кроме того, исследователям трудно объяснить, почему «Пастырь» Ермы во II–III вв. был известен гораздо лучше, чем «Послание Иакова». Так, Тертуллиан, говоря о споре в Гал. 2, не упоминает и не цитирует «Послания Иакова». Писатели III в. – Ипполит Римский, Киприан Карфагенский и автор Канона Муратори (если датировать этот текст II–III вв.) – также не знают о существовании «Послания Иакова». Предполагаемые цитаты и аллюзии у Климента Александрийского исследователям кажутся ненадёжными. Таким образом, Ориген оказывается не только первым, кто упоминал «Послание Иакова», но и первым, кто цитировал его как Священное Писание. Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой Ориген ознакомился с «Посланием Иакова» не в Александрии, а в Палестине. Однако отмечают, что в трактате «О началах», который был написан ещё в Александрии, есть цитата, весьма близкая к Иак. 4.:7. Тем не менее, решить окончательно вопрос о том, принималось ли «Послание Иакова» в Александрийской церкви до Оригена как каноническое, исследователи не могут. Официальное признание «Послания Иакова» на Востоке происходит в IV в. и зафиксировано у Кирилла Иерусалимского, в правиле 60 Лаодикийского собора, в 39-м праздничном послании Афанасия (367 г.), у Григория Богослова и Амфилохия Иконийского. 85-е Апостольское правило помещает «Послание Иакова» между «Третьим посланием Иоанна» и «Посланием Иуды». На Западе процесс признания «Послания Иакова» был связан с восточным влиянием и деятельностью тех отцов, которые бывали на Востоке, в частности, Илария Пиктавийского (он цитирует Иак. 1:17), Иеронима Стридонского и Руфина (он указывает «Послание Иакова» между 1–2 Петр. и Иуд.). Августин Блаженный помещает «Послание Иакова» после всех Соборных Посланий, но до «Деяний святых апостолов». В Клермонтском списке канонических книг «Послание Иакова» находится между 1–2 Петр и 1–3 Ин. Каноническим его признают Филастрий Брешианский, Гиппонский собор 393 г. и Карфагенские соборы 397 и 419 гг. В средневековой западной традиции вплоть до Тридентского собора в порядке рассмотрения Соборных Посланий часто подчёркивался приоритет Посланий апостола Петра, так что «Послание Иакова» могло находиться не в самом начале этой группы. В Сирии текст «Послания Иакова» встречается в рукописях Пешитты (IV–V вв.). Его цитируют Феодорит Кирский (но только один раз) и Иоанн Златоуст, который был священником в Антиохии. В целом древним сирийским авторам это «Послание» известно мало.

 



 
PR-CY.ru