ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ - Страница 2

Известно, что в начале XIV в. монахи монастыря святых Иаковов дважды отправлялись в Каир, где получали от египетского султана (1312, 1319 гг.) подтверждение прав владения монастырём. В 1450 г. султан Джакмак выдал армянскому патриарху Абрааму Месерци фирман (хранится в архиве патриархии), освобождающий монахов от незаконного налогообложения. Его текст был высечен на арабском и армянском языках на двух каменных плитах, установленных над порталом и на внутренней стене главного входа монастыря святых Иаковов. Несколько раз монастырём пытались завладеть греки, в 1657 г. им удалось захватить собор и продержаться в нём полтора года, после чего его вернули армянам. Права Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) на монастырь святых Иаковов подтверждены и грамотой турецкого султана Махмуда I (1739 г.). Историки архитектуры датируют современный собор монастыря святых Иаковов серединой XII в. (не позднее 1160 г.). Он состоит из просторного, слегка удлинённого четырёхстолпного зала и центральной апсиды с пастофориями (с восточными апсидиолями) по сторонам. Внутреннее пространство собора имеет площадь около 350 кв. м (22х16 м). Вся структура вписана в прямоугольный внешний периметр стен. Над центральным квадратом возвышается конструкция из перекрещивающихся в виде шестиконечной звезды арок-гуртов, на шестигранник которой опирается небольшой глухой купол. По свидетельству францисканца Элизара Хорма (XVIII в.), купол собора имел верхний световой проём, аналогично окулусу храма Гроба Господня в Иерусалиме; зимой проём прикрывался восковой плитой. Позже он был закрыт глухим куполком. Вардапет Саркис (1683 г.) также упоминает окулус, который вместе с шестью окнами сравнивается им с семи светилами Вселенной; 12 пересекающихся арок он уподобляет 12 апостолам и 12 знакам зодиака, а 24 арки в наружном оформлении барабана – пророкам, охраняющим церковь от врагов. Он упоминает, что на арках находились изображения апостолов, на парусах – евангелистов. Сейчас маленькие треугольные участки свода, расположенные в «лучах» звезды, оформлены рельефно выступающими орнаментированными шишками, вероятно, символизирующими небесные светила. Между основаниями арок расположены шесть больших окон, выходящих на круговой подкупольный балкон, ограниченный решётчатыми перилами; под ним проходит широкий карниз с рельефной гирляндой из полукруглых элементов, напоминающих драпировку. Паруса обеспечивают переход от слегка стрельчатых арок, соединяющих квадратные подкупольные столбы, к круглой основе купола. Узкие дополнительные арки под основными подкупольными опираются на консольные выступы по сторонам столбов, имеющие вид половинчатых капителей. По мнению исследователей, при каждой грани столбов первоначально были полуколонны, что пока невозможно проверить, поскольку поверхность столбов под консолями скрыта позднейшей станковой живописью. С того же уровня начинаются арки, соединяющие столбы со стенами. Все ячейки наоса, окружающие купольный квадрат, перекрыты крестовыми сводами, что типично для Святой земли эпохи крестоносцев. Аналогично решены своды примыкающего к храму с запада нартекса, хоров над ним и над западными угловыми участками наоса. Строительство нартекса, хоров и самой церкви происходило одновременно.

 



 
PR-CY.ru