«ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ, ШЕСТОДНЕВ»

«ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ, ШЕСТОДНЕВ» – средневековый славянский, как полагают исследователи, древнерусский, псевдоэпиграф, состоящий из семи приуроченных к дням недели «Слов»; цикл уставных чтений для седмичного круга богослужения (отнесение его целиком к чтениям триодного цикла исследователи считают необоснованным). Название носит условный характер, т.к. в сохранившихся списках цикл не имеет общего заглавия, в тексте имя апостола Иакова не фигурирует, а находится только в заглавиях каждого из «Cлов». В жанровом отношении цикл неоднороден. Тексты, предназначенные для чтения в четверг и пятницу, представляют собой похвальные «Слова» соответственно апостолам и Животворящему Кресту. «Слово» на воскресенье («неделю») посвящено сотворению мира, человека и Воскресению Христову. В «Cлове» на понедельник наряду с основной темой небесных бесплотных сил большое место отведено истории Вселенских соборов и борьбе на них с ересями, по сути, это – развёрнутый их перечень с изложением обстоятельств созыва и именами основных участников. Полный список «Шестоднева Иакова» содержится в богослужебном сборнике, включающем и уставные чтения (так называемая Минея общая) последней четверти XV в. (Российская государственная библиотека. Московская духовная академия), вложенном в Троице-Сергиев монастырь Новгородским архиепископом Серапионом и имеющем, как полагают исследователи, новгородское происхождение. Непосредственно к данному кодексу восходит скорописный список «Шестоднева Иакова» третьей четверти XVI в. (ошибочно относимый к XVII в. и даже считающийся старообрядческим) в сборнике Российской государственной библиотеки, который включает все четьи тексты рукописи Московской духовной академии. Среди четьих текстов, входящих в оба сборника, содержатся помимо «Шестоднева Иакова» и другие уникальные синаксари для Октоиха, либо весьма редкие (третья редакция седмичных поучений Григория Философа) памятники учительной литературы. Важным дополнительным аргументом в пользу древности «Шестоднева Иакова» является присутствие «Слова» на воскресенье из «Шестоднева Иакова» в новгородском пергаменном сборнике середины (?) XIV в. (Исторический музей), включающем только русские домонгольские памятники и более древние славянские сочинения. Первое «Слово» цикла в различных редакциях и переделках нередко встречается под разными заглавиями (иногда с именем Иоанна Златоуста в названии) в составе триодных сборников уставных чтений XV–XIX вв., входит (по крайней мере, с XV в.) в «Измарагд» древнейшей и основной редакций. Это «Слово» напечатано в старообрядческом издании «Книга, глаголемая Златоуст». В триодных сборниках XV–XVIII вв. известна также особая (с началом: «Искони сотвори Бог небо и землю») редакция «Слова» на понедельник, приуроченная к пятнице пятой недели Великого поста и приписываемая в ряде случаев Иоанну Златоусту. Встречаются отдельные списки седьмого «Слова» из «Шестоднева Иакова». Источники, время создания, стилистика и поэтика текстов цикла остаются неизученными.

 
PR-CY.ru