«ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ» - Страница 9

В Каппадокии в Сарыджа-килисе в Кепезе (середина XI в.) представлены сцены «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; в капелле св. Архангелов в Джемиле и в церкви св. Варвары в Ортакёе – «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; в Чанлы-килисе в Акхисаре (конец XI в.) – «Рождество Пресвятой Богородицы». В Софийском соборе Охрида представлена сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы», слева от которой, как полагают исследователи, находилось «Рождество Пресвятой Богородицы». В Софийском соборе в Киеве (1040 гг.) цикл сцен, основанных на «Протоевангелии Иакова», размещён в диаконнике, где находится придел во имя праведных Иоакима и Анны. Цикл включал десять сцен, из которых сохранилось девять (утрачена первая композиция, как полагают исследователи, «Благовестие Иоакиму»). Это – большие композиции, расположенные в четыре регистра на стенах апсиды: «Благовестие Анне», «Встреча Иоакима и Анны», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (со сценой питания Марии ангелом), «Вручение Марии коккина и пурпура», «Обручение Марии с Иосифом», «Благовещение у колодца», «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы». В Атени Сиони (Грузия, конец XI в.) четырнадцать сцен из цикла «Протоевангелия Иакова» также расположены в диаконнике, в том числе: «Принесение даров Иоакимом и Анной», «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Первые семь шагов Марии», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Сон Иосифа». Локализация циклов «Протоевангелия Иакова» и их значение в системе храмовой декорации различны. Изображения истории родителей Богородицы, Её детства и юности имеют нарративное и литургическое значение. Так, в кафоликоне монастыря Дафни (около 1100 г.) сцены повествовательного цикла: «Благовестие праведной Анне», «Благовестие Иоакиму», «Представление Марии иереям» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы» – находятся на стенах нартекса, а «Рождество Пресвятой Богородицы» как праздничная композиция помещено в наосе. На мозаиках собора Сан-Марко в Венеции (XIII в., по мнению О. Демуса, иконография восходит к началу XII в.) повествовательный протоевангельский цикл занимает северный и южный рукава трансепта. Литургический аспект композиций из цикла «Протоевангелия Иакова»  особенно отчётливо выявлен в русских храмах XII в.: в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (около 1125 г.), в церкви великомученика Георгия в Старой Ладоге (около 1167 г.), в церквах Благовещения на Мячине (1189 г.), Спаса Преображения на Нередице (1199 г.), где сцены из жизни Девы Марии украшают северное алтарное помещение, жертвенник, символически указывая на предысторию Воплощения. Иное значение получил цикл «Протоевангелия Иакова» в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове (рубеж 1130 и 1140 гг.). Он расположен в юго-западном угловом объёме храма и предстаёт в качестве подробного и последовательного житийного повествования, состоящего из пятнадцати композиций. Среди них размерами выделено «Рождество Пресвятой Богородицы», по мнению исследователей, потому, что текст «Протоевангелия Иакова» входил в литургические чтения на праздник 8 сентября.

 



 
PR-CY.ru