«ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ» - Страница 8

Начиная с VI в. появляются циклы, иллюстрирующие «Протоевангелие Иакова» доиконоборческого времени. Их исследователям известно немного, например, диптих слоновой кости (около 500 г., Лувр, Париж), на лицевой стороне – сцены из жизни Иисуса Христа, на оборотной – из жизни Девы Марии. В центре оборотной стороны диптиха помещено изображение Богородицы на троне, вокруг которого в клеймах располагаются сцены: «Благовещение», «Испытание водой обличения», «Путешествие в Вифлеем», «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Состав сюжетов, хотя и основан на «Протоевангелии Иакова», относится к евангельскому циклу, и в центре внимания находятся события, связанные с Боговоплощением. Фрагментом цикла, посвящённого Деве Марии, является пластина сирийского или египетского происхождения (VI в., Государственный Эрмитаж) со сценой «Благовестие праведной Анне», иконография которой близка к композиции «Благовещение»: слева под деревом сидит Анна, перед ней стоит благословляющий ангел. К доиконоборческой иконографии относятся также рельефы колонок кивория из церкви Сан-Марко, Венеция (выполнены в XIII в. по образцу VI в.), на которых сценам юности Иисуса Христа предшествуют сцены из жизни Богородицы. Фигуры и сцены располагаются под аркадами, опоясывающими колонки девятью ярусами: первый – «Отвержение даров, изучение Иоакимом книг 12 колен Израилевых»; второй – «Благовестие Иоакиму, упрёки служанки Анне»; третий – «Благовестие праведной Анне», «Благовестие Иоакиму», «Иоаким и его пастухи»; четвёртый – «Встреча Иоакима и Анны», «Рождество Пресвятой Богородицы»; пятый – «Анна кормит грудью младенца Марию, слуги готовят тельца, первые шаги Марии»; шестой – «Представление Марии иереям, радостная песнь Анны»; седьмой – «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; восьмой – «Дева Мария в храме, питание Марии ангелом»; девятый – «Обручение Девы Марии с Иосифом». Это – один из наиболее пространных циклов, свидетельствующий о том, что уже в доиконоборческую эпоху на основе «Протоевангелия Иакова» сложилась иконография Богородичного нарративного цикла. К середине VIII в. относятся фрагменты фресок в церкви Санта-Мария Антиква в Риме со сценами «Отвержение даров Иоакима и Анны» и «Рождество Пресвятой Богородицы». В послеиконоборческий период во фресковых росписях протоевангельские циклы впервые появляются в пещерных храмах Каппадокии. В капелле Пресвятой Богородицы в Гёреме присутствует только «Введение во храм Пресвятой Богородицы». В капелле праведных Иоакима и Анны в Кызылчукуре (850–860 гг.) представлен наиболее ранний в византийском искусстве цикл: «Отвержение даров Иоакима и Анны»; «Благовестие Иоакиму и изучение им книг 12 колен Израилевых»; «Упрёки служанки Анне»; «Благовестие Анне»; «Встреча Иоакима и Анны»; «Зачатие Пресвятой Богородицы»; «Рождество Пресвятой Богородицы»; «Первые шаги Марии»; «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; «Питание Марии ангелом» (последняя сцена утрачена). В Белисырме, в Дирекли-килисе (конец X – начало XI вв.), есть только сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы». В монументальной живописи XI–XII вв. протоевангельские циклы получают широкое распространение в пещерных храмах Каппадокии, а также становятся одной из ведущих тем церковных росписей в Византии, на Балканах и Руси.

 



 
PR-CY.ru