«ИАКОВА ПРОТОЕВАНГЕЛИЕ» - Страница 5

Далее повествуется о том, как Мария была выбрана ткать завесу для храма. Однажды Она пошла за водой к колодцу и услышала голос: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Не увидев никого и испугавшись, Она вернулась домой, где перед Ней предстал ангел (чуть дальше уточняется, что это был архангел Гавриил) и сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь по слову Его». Она же, услышав, размышляла: «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» И сказал ангел: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя, потому и рождённое Тобой Святое наречётся Сыном Всевышнего. И наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт народ Свой». И сказала Мария: «Я – раба Господа, да будет Мне по слову твоему». После этого Дева Мария закончила ткать завесу и отнесла её первосвященнику, который Её вновь благословил. Затем Она отправилась к родственнице Елисавете и осталась у неё жить. Отмечается, что Марии было 16 лет, когда Она зачала Спасителя. На шестом месяце Иосиф обнаружил, что Дева имеет во чреве, очень опечалился и горько заплакал, что не сумел сохранить Её в чистоте, решив, что кто-то обольстил Марию. Он решил отпустить Её, не говоря никому о случившемся, но был остановлен ангелом, открывшим ему истинное положение дел. Однако некий книжник Анна увидел, что Мария непраздна, и донёс об этом первосвященнику. Иосиф и Мария прошли через особое испытание водой и доказали свою чистоту. Далее повествуется о Рождестве Спасителя и о том, как повитуха засвидетельствовала, что Мария сохранила девство после рождения Младенца. Некая Саломия усомнилась в этом, но была наказана и покаялась. Когда Иосиф собрался идти дальше в Иудею, в Вифлеем пришли маги (волхвы) с Востока, видевшие звезду и искавшие родившегося царя. Ирод же решил убить всех младенцев младше двух лет. Ангел уберёг Иосифа с его семьёй, а Елисавета с сыном Иоанном спрятались в горе, где их также охранял ангел. Ирод, решив, что искомый царь – это сын первосвященника Захарии и Елисаветы, убил Захарию в храме. На следующий день, когда священники стали искать Захарию, один из них вошёл и увидел в храме запёкшуюся кровь первосвященника, тело же его исчезло. После траура на место Захарии был избран Симеон. На этом история заканчивается. В заключение Иаков сообщает, что написал свой рассказ в Иерусалиме, хотя до смерти Ирода скрывался в пустыне. На Востоке «Протоевангелие Иакова» было широко известно и стало основой для введения в литургический год праздников Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы, памятей Иоакима и Анны. Текст «Протоевангелия Иакова» использовался в гимнографии этих праздников (а также частично в гимнографии праздника Благовещения Пресвятой Богородицы) и нашёл отражение в иконографии. «Протоевангелие Иакова» является важным свидетельством почитания Богородицы в ранней церкви, а также учения о Её приснодевстве. Славянская традиция «Протоевангелия Иакова» представлена сотнями списков всех языковых изводов, начиная с рубежа XIII и XIV вв. и кончая XIX в., относящихся к нескольким переводам. Первые славянские переводы текста были выполнены ещё в кирилло-мефодиевскую эпоху.

 



 
PR-CY.ru