ИВАНОВ Михаил Михайлович - Страница 3

Приводятся краткие сведения о жизни и творчестве протоиерея Петра Ивановича Турчанинова, иеромонаха Виктора (Высоцкого), Андрея Петровича Есаулова, Гавриила Якимовича Ломакина. В главе 26 (том 2), «Духовная русская музыка второй половины XIX века. Новое её течение», М.М. Иванов пишет, что в области церковной музыки в России, «кроме Бортнянского, работали только дилетанты – монахи, протоиереи, регенты», а обращение крупных композиторов (Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского, Николая Андреевича Римского-Корсакова) к церковной музыке было случайным и не дало серьёзных результатов. Наиболее яркими представителями традиционного направления М.М. Иванов считает Александра Андреевича Архангельского, Юрия Карловича Арнольда и Григория Фёдоровича Львовского, приводит краткую характеристику их творчества. Принципы нового движения в церковной музыке, характерные для творчества московских композиторов (Александра Дмитриевича Кастальского, Александра Тихоновича Гречанинова, Павла Григорьевича Чеснокова) и «более радикальных в своих сочинениях» санкт-петербургских (Николая Ивановича Компанейского, Семёна Викторовича Панченко, протоиерея Михаила Александровича Лисицына, Михаила Александровича Гольтисона), М.М. Иванов формулирует так: «1) уйти от итальянской и немецкой рутины, проникшей в наши церковные песнопения, 2) возможно приблизиться к народному духу и 3) воскресить старину», добавляя к ним требование симфонической или контрапунктической разработки. Глава 27 («Литература по музыке») содержит раздел «Писатели по духовной музыке», где упоминаются работы протоиерея Дмитрия Разумовского, протоиерея Ивана Вознесенского, протоиерея Василия Металлова и др. Среди большого количества музыкальных произведений М.М. Иванова – оперы «Забава Путятишна» (1894 г.), «Каширская старина» (издано в 1903 г.), «Горе от ума» (издано в 1905 г.), Реквием для соло, хора и оркестра (создан в 1870–1875 гг. в Риме, исполнен на летних концертах в Павловске в 1892 или 1893 г.), оратория «Святой Сергий» (на текст композитора; исполнялась в 1915 г.), симфония «Майская ночь», симфонический пролог «Савонарола», фортепианные пьесы, романсы и др. М.М. Иванов неоднократно выступал как дирижёр, преимущественно своих сочинений. Ему принадлежат первые переводы на русский язык книг Людвига Ноля «Историческое развитие камерной музыки и её значение для музыканта» (СПб., 1882 г.) и Эдуарда Ганслика «О прекрасном в музыке: Дополнение к исследованию эстетики музыкального искусства» (М., 1885 г.). М.М. Иванов также переводил романы современных ему итальянских писателей и написал «Очерки современной итальянской литературы» (СПб., 1902 г.).



 
PR-CY.ru