ИВАНОВ Максим

ИВАНОВ Максим (ум. после 1716 г.) – иконописец Оружейной палаты Московского Кремля последней четверти XVII – начала XVIII вв. По мнению исследователей, сын жалованного иконописца Максимова Ивана и брат Максимова Василия. Проживал в Москве, в приходе церкви великомученика Никиты на Швивой горке в Семёновской слободе. Первые сведения о его деятельности в Оружейной палате относятся к 1677–1678 гг., когда в составе большой группы иконописцев он работал над миниатюрами к напрестольному Евангелию для дворцовой церкви Воскресения словущего в Московском Кремле. В 1679 г. в группе мастеров принимал участие в написании 14 икон праотеческого ряда иконостаса Покровского собора в Измайлове (частично сохранились, находятся в Покровском соборе). В 1689–1694 гг. совместно с Петром Федоровым Билиндиным, Николаем Соломоновым Вургаровым и Петром Семёновым Коробовым писал иконы для иконостаса церкви Воскресения Христова в Кадашах. Среди сохранившихся икон комплекса автограф мастера есть на двери в жертвенник с изображением архангела Михаила (1694 г., Музей-усадьба «Останкино»). Имя Максима Иванова упомянуто среди других художников и на происходящей из того же храма иконе «Богоматерь Боголюбская, с припадающими преподобными Сергием Радонежским, Варлаамом Хутынским и Иоанном Дамаскином» (1689 г., Третьяковская галерея). В надписи указано, что Максим Иванов вместе с Петром Коробовым выполнил на ней изображение преподобных. Образ был написан за пять дней. В 1702 г., к Пасхе, писал за 60 руб. иконостас для новопостроенной церкви Воскресения Христова в Андреевском монастыре в Пленницах по заказу игумена Феофана и братии (не сохранился). Поручителем при заключении договора был иконописец Пётр Билиндин, с которым Максим Иванов совместно работал. В 1703 г. Максим Иванов выступил поручителем Петра Билиндина и Василия Максимова при заключении ими договора на написание иконостаса в вотчине боярина Тихона Никитича Стрешнева села Рождествене (Шарапове) Московского уезда. Наиболее позднее известное произведение Максима Иванова – икона «Апостол Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе», написанная в 1706 г. для московской церкви Власия Севастийского в Староконюшенном переулке. В 1716 г. его имя ещё упомянуто в переписных книгах Москвы. Работам Максима Иванова свойственна большая стилистическая общность с произведениями других иконописцев Оружейной палаты, что затрудняет исследователям выявление его индивидуальной манеры.

 
PR-CY.ru