ИВАНОВ Александр Никанорович

ИВАНОВ Александр Никанорович (1823–1916 гг.) – протоиерей, настоятель тульского кафедрального собора, церковный и общественный деятель, автор работ по церковному пению. Родился в семье тульского священника. В 1848 г. окончил Московскую духовную академию со степенью магистра богословия и был определён преподавателем нравственного богословия в Тульскую духовную семинарию, в 1851 г. рукоположён во иерея к тульской Троицкой церкви. С 1858 г. преподавал в миссионерском классе духовной семинарии, с 1861 г. вёл уроки еврейского языка. В 1868–1896 гг. состоял законоучителем городских мужской и женской гимназий, был членом губернского училищного совета, членом и председателем совета епархиального училища. С 1878 г. до выхода за штат в 1914 г. – кафедральный протоиерей. Был награждён правом ношения митры. А.Н. Иванов вёл активную общественную деятельность. С 1861 г. был членом редакции «Тульских епархиальных ведомостей», а с 1867 г. – их редактором. Являлся председателем совета братства Иоанна Предтечи и членом Тульского историко-археологического товарищества (с 1898 г.), губернского статистического совета, епархиального училищного совета, а также членом комитета по строительству в Туле единоверческой церкви (с 1901 г.). Был награждён орденами св. Анны второй и третьей степени, св. Владимира третьей и четвёртой степени. Особый интерес А.Н. Иванов проявлял к церковному пению. После знакомства с протоиереем Димитрием Разумовским стал заниматься исследованием древних певческих рукописей Тульского епархиального древлехранилища. В статье «Греческий нотный (крюковой) обиход: (Рукопись XVII в.)» дал текстологическое описание рукописи, пытался анализировать нотацию. В работе «Попытки к восстановлению древнецерковного пения» поставил проблему вытеснения древних напевов так называемым обычным напевом и итальянским пением. А.Н. Иванов представил широкий обзор мнений о церковном пении в «Епархиальных ведомостях» Полтавы, Киева, Оренбурга, Тамбова, Харькова в связи с изданием в Москве Обществом любителей церковного пения «Круга обычных песнопений Московской епархии», в публикации которого видел одну из главных мер «к восстановлению так явно упадающего церковного пения». В качестве другой меры А.Н. Иванов называл обязательное преподавание церковного пения в сельских школах и улучшение преподавания этого предмета в духовных учебных заведениях, высказывая в связи с этим свои соображения о новой программе Сергея Иринеевича Миропольского. Третьей мерой, по мысли А.Н. Иванова, является «строго-церковная» гармонизация древних распевов: мелодия должна постоянно дублироваться в верхнюю терцию, с возможным добавлением гармонического баса как основы трезвучий, а гармония должна соответствовать обиходному ладу (который может быть расширен на два тетрахорда, сверху и снизу) и при этом опираться только на мажорные трезвучия (от ре, соль, до и фа) и их обращения; уменьшенные трезвучия допускаются только в качестве проходящих. Примеры подобной гармонизации А.Н. Иванов не приводит. Его концепция, ограничивающая круг гармонических средств, отражает поиски «строгого стиля» церковной музыки, характерные для 1860–1880 гг. Все сформулированные А.Н. Ивановым музыкально-теоретические положения Юрий Карлович Арнольд подверг резкой критике в книге «Гармонизация древнерусского церковного пения по эллинской и византийской теории и акустическому анализу» (М., 1886 г.).

 
PR-CY.ru