ИВАНОВ Александр Андреевич

ИВАНОВ Александр Андреевич (1806–1858 гг.) – русский художник. Сын профессора Академии Художеств художника Андрея Ивановича Иванова. С 1817 по 1828 гг. был учеником в Императорской Академии Художеств. Награждён большой золотой медалью первого достоинства за картину «Иосиф толкует сны виночерпию и хлебодару в египетской темнице» (1827 г., Русский музей) и получил право пенсионерской поездки в Италию на средства Общества поощрения художников. С 1831 г. жил постоянно в Риме, где общался с Орестом Адамовичем Кипренским, с главой немецких художников-назарейцев Иоганном Фридрихом Овербеком, с одним из русских любомудров – Николаем Матвеевичем Рожалиным. Около 1837 г. состоялось знакомство А.А. Иванова с Николаем Васильевичем Гоголем, которое перешло затем в тесную дружбу, в 1842 г. – с Фёдором Васильевичем Чижовым, и через него во второй половине 1840 гг. А.А. Иванов сблизился со славянофильскими кругами, в 1847 г. – с Александром Ивановичем Герценом. В 1846 г. пенсионером Академии Художеств в Рим приехал брат А.А. Иванова, архитектор Сергей Андреевич Иванов, к которому впоследствии перешло наследие художника. В 1836 г. А.А. Иванов получил звание академика исторической живописи Императорской Академии Художеств за картину «Явление Христа Марии Магдалине» (1835 г., Русский музей). В античных и евангельских сюжетах («Иосиф толкует сны виночерпию и хлебодару в египетской темнице»; «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1830–1833 гг., Третьяковская галерея; «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина», 1833 г., Третьяковская галерея) А.А. Иванов стремится передать состояние человека на пороге выбора, требующего от него максимального сосредоточения душевных сил. Ситуация, в которой проявляются предел достигнутой человеком умудрённости, духовной зрелости и физической силы и его судьба, станет главной темой творчества А.А. Иванова и во всей полноте реализуется в картине «Явление Христа народу» (Третьяковская галерея). В 1837 г., после четырёх лет осмысления в эскизах, работа над картиной была продолжена на большом холсте. Она сопровождалась созданием многочисленных этюдов и продолжалась с перерывами до начала 1950 гг. Фигурой Иоанна Крестителя введён образ звучащего слова. Христос на полотне А.А. Иванова – это исполнившееся Слово, что отвечает воззрению А.А. Иванова на свою картину как на произведение, передающее «сущность Евангелия». Событие начинается в некой точке подвижного равновесия между прошлым и будущим, которая превращается в линию – траекторию пути, объединяющего всех персонажей картины. Их фигуры, позы и жесты показывают, как тот или иной человек примеривается к предстоящему пути, вступает на него и ведёт себя на этом пути, ценой каких душевных и физических затрат достигается это равновесие.

 



 
PR-CY.ru