ИАКОВ

ИАКОВ (XIV в.) – Радонежский, один из первых насельников Троице-Сергиева монастыря, преподобный (память 6 июля – в Соборе Радонежских святых). Основным источником сведений о нём является Житие Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым около 1418 – 1419 гг. В нём сообщается, что за год до смерти первого троицкого игумена Митрофана в обители вместе с преподобным Сергием жили 12 монахов, среди них Иаков, «рекомый Якута» (видимо, уменьшительное от Иаков). Игумен Митрофан скончался раньше 1353–1354 гг., поскольку около этого времени настоятелем монастыря стал преподобный Сергий. Исследователи полагают, что Иаков пришёл в обитель в середине – второй половине 1340 гг. Он скончался, по мнению исследователей, до начала 1380 гг., т.к. при описании событий этого и более позднего времени его имя не упоминают ни Епифаний Премудрый, ни Пахомий Логофет, создавший новую редакцию Жития преподобного Сергия. Епифаний Премудрый писал, что Иаков исполнял в Троице-Сергиевом монастыре важную должность «посолника»: по разным вопросам братия его из обители «отсылаху на службу, яко зело на нужную потребу, без неяже не мощно обрестися». Помощь Троице-Сергиев монастырь мог получить в то время, прежде всего, от великой княгини Ульяны, вдовы великого князя Ивана I Даниловича Калиты, владевшей землями, на которых стоял монастырь. Поэтому исследователи предполагают, что, исполняя свои обязанности, Иаков посещал не только ближайший к монастырю удельный город Радонеж, но и Москву. В «Описании о российских святых» (сочинение известно исследователям в списках XVIII–XIX вв.) Иаков наряду с Анисимом и его сыном Елисеем назван учеником преподобного Сергия. В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом монастыре в конце XVI – XVII вв. Имя Иакова не встречается в списке учеников Сергия, ранняя редакция которого содержится в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Российская государственная библиотека, начало XVII в.). Описание облика Иакова не встречается в иконописных подлинниках XVIII в. По сообщению архимандрита Леонида (Кавелина), в конце XIX в. Иаков почитался местно. Канонизация Иакова подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

 



 
PR-CY.ru