«ИСАГОГА» - Страница 3

По мнению исследователей, сходство же «Исагоги» с «Тактикой» императора Льва VI в юридической технике само по себе ещё не означает, что Лев считал «Исагогу» действующим законодательным сводом. Вопрос о том, была ли «Исагога» опубликована официально, исследователи окончательно не решили. В дошедших до нас рукописях «Исагога» сохранилась не в первоначальном виде: её текст снабжён многочисленными схолиями, составленными неизвестным юристом или группой юристов, как полагают исследователи, в период правления Льва VI (А. Шминк атрибутирует часть схолий патриарху Николаю I Мистику). В схолиях содержатся пояснения (в том числе терминологические), а в ряде случаев – критические замечания к тексту «Исагоги». Фрагменты «Исагоги» были впервые опубликованы Леунклавием. Научное издание «Исагоги» подготовил К.Э. Цахарие фон Лингенталь в 1852 г. на основе трёх рукописей «Исагоги» (также он учёл одну из переработок памятника). В 1986 г. предисловие к «Исагоге» было критически издано А. Шминком с параллельным переводом на немецкий язык. На основе этой публикации был издан комментированный английский перевод предисловия. Затем появился первый перевод всей «Исагоги» на современный язык (испанский) с подробными комментариями. «Исагога» состоит из предисловия и сорока титулов, разделённых, в свою очередь, на главы (всего насчитывается 761 глава). Нормы сгруппированы по титулам и главам тематически (по предмету регулирования). Значительное место в «Исагоге» занимают нормы публичного права, которым отведены первые 13 титулов. В одной рукописи говорится о правовых принципах и о законе как об источнике права, далее параллельно излагаются нормы о государственном и церковном управлении (об императоре и о патриархе; об епархе, о квесторе, об архонтах; о епископах, клириках и монахах, а также о церковном имуществе) и, наконец, процессуальное право. Кроме того, заключительный титул «Исагоги» содержит уголовное законодательство. Титулы XIV–XXXIX посвящены частному праву: брачному (об обручении, о брачном даре и о приданом, о порядке и об условиях заключения брака, об имущественных отношениях супругов, о прекращении брака), обязательственному (о договорах дарения, купли-продажи, найма, хранения, товарищества и др.) и наследственному (о наследовании по закону и по завещанию, о составлении и недействительности завещаний, о кодициллах, о легатах). Примыкающие к ним три титула регулируют соответственно статус лиц и порядок освобождения рабов; опеку и попечительство; вещное право. Структура «Исагоги» отступает от классической трёхчастной схемы изложения правового материала (лица – вещи – иски), которая применена, например, в «Институциях» Юстиниана. Частноправовые титулы в «Исагоге» расположены примерно в той же последовательности, что в «Эклоге». По уровню юридической техники (распределению правовых норм по титулам и главам, соблюдению грамматических правил и др.) «Исагога» значительно превосходит «Прохирон». Уникальными для византийского законодательства являются II и III титулы «Исагоги», где систематизированы нормы о статусе императора и патриарха. Согласно «Исагоге», государство и церковь образуют единство, подобное единству тела и души человека. Государством руководит император, церковью – Константинопольский патриарх, и оба они подчиняются высшему божественному закону.

 



 
PR-CY.ru