ИОАНН ЛАСКАРЬ - Страница 3

На основании того что в кодексе 1584 г. сразу после многолетия императору Иоанну VIII Палеологу (1425–1448 гг.) и императрице Марии содержится надписанный именем Иоанна Ласкаря пентикостарий «С пастырьми волсви от Персиды» (который пелся за императорским обедом), Г. Статис предположил, что мелург был жив и продолжал творить до середины XV в., хотя исследователям неизвестно, оставался ли он всё это время на Крите или вернулся в Константинополь. Музыкальное наследие Иоанна Ласкаря невелико, но, по мнению исследователей, ценно. Особый интерес для них представляет его краткое теоретическое сочинение, озаглавленное «Ещё одно параллаги музыкального искусства, крайне разумное и точное, выстраданное и составленное Иоанном Ласкарем Каломисидом мастером, противоречащее помещённым выше и не противоречащее: противоречащее для тех, кто не знают, как было написано, а для тех, кто искусно им (искусством) владеют, – точное подтверждение и даже дополнение и величайшая сладость, проявляющаяся здесь в искусстве, чтобы яснейшим образом провозгласить сокрытые в нём особенности, показывая всё строение четырёх господствующих гласов и движение четырёх плагальных гласов, в их восхождении и нисхождении» (конец XV в.). В сочинении описываются, во-первых, восходящее движение плагальных гласов (и образование из него дифонических, трифонических и тетрафонических гласов) и, во-вторых, нисходящее движение главных гласов (и образование из него средних, околосредних, плагальных и параплагальных гласов); «в восхождении гласа из плагальных образуются дифонические, трифонические и тетрафонические… а в нисхождении их из главных, они попадают в срединные и околосредние, в плагальные и параплагальные…» Из музыкальных произведений Иоанна Ласкаря исследователям известны: стихи аниксандариев «Отъимеши дух их», «Послеши» и «Возвеселится Господь» (середина XV в.); песненное Трисвятое на четвёртый плагальный глас (конец XVI – начало XVII в.); аллилуиарии на четвёртый глас (Российская национальная библиотека, вторая половина XV в.; Библиотека Академии Наук. Русский археологический институт в Константинополе, последняя четверть XVI в., начало XVII в., середина XVII в., около 1700 г.) и на первый плагальный глас (1572 г.); причастен среды «Чашу спасения прииму» на четвёртый глас (первая половина XVII в.) и на первый глас (Российская национальная библиотека); воскресные причастны «Хвалите Господа» на первый глас, четвёртый глас (начало XVI в., середина XVI в., первая половина XVII в., середина XVIII в., 1767 и 1770 гг., 1759 г., 1536 г., вторая половина XVI в., после 1600 г., 1620–1650 гг.; Библиотека Академии Наук. Русский археологический институт в Константинополе, первая половина XVII в., начало XVIII в., последняя треть XVIII в., середина XVII в., последняя четверть XVII в., 1734 г., середина XVIII в., после 1731 г., 1760 г., 1764 г., XVII в., середина XVIII в.) и на четвёртый плагальный глас (Российская национальная библиотека, вторая половина XVI в.), а также рукописи конца XVI – начала XVII в., начала XVII в., 1686 г., первой половины XVII в., первой половины XVIII в., начала XVII в., середины XVIII в., середины XVII в., конца XVII в.; кратимы первого гласа (1724 г.), второго гласа (два варианта, вторая половина XVI в., первая половина XIX в.) и четвёртого плагального гласа (конец XVII – начало XVIII в., первая половина XVIII в.);

 



 
PR-CY.ru