ИОАНН ЛАСКАРЬ - Страница 2

В ответе на обвинение Иоанн Ласкарь заявил, что в Константинополе у него были родственники, и он имел имущество, но, «привлечённый знаменитой справедливостью венецианской власти, оставил всё это и прибыл на Крит примерно семь лет назад и основал школу, где учил юношей певческому искусству» (что является одним из самых ранних свидетельств существования учебного заведения такого рода), а также что протопсалт подал на него жалобу в венецианское управление, «но оно постановило, что он может петь каждый раз, когда его приглашают». Таким образом, встречающееся в певческих рукописях при имени Иоанна Ласкаря определение «с Крита» указывает, как полагают исследователи, не на происхождение, а только на пребывание на острове с 1411 по 1418 гг. Словам Иоанна Ласкаря как будто противоречит свидетельское показание Ангелоса Севастоса, жителя Вургоса (близ Кандии), что один из участников конфликта, священник Костас Филиппу Скулудис, назвал Иоанна Ласкаря «грязным островитянином» (schatonissiotus), однако, по мнению М. Манусакаса, это может означать, что Иоанн Ласкарь происходил с одного из островов, находящихся вблизи византийской столицы. М. Манусакас предположил, что Иоанн Ласкарь родился незадолго до середины третьей четверти XIV в., скорее всего, в Константинополе. По мнению же М. Велимировича, Иоанн Ласкарь должен был быть моложе, поскольку во время отъезда из Константинополя его родители были ещё живы. М. Велимирович считает, что Иоанн Ласкарь покинул столицу из-за паники, вызванной турецкой осадой Константинополя в 1411 г. По интепретации М. Манусакаса, переезд Иоанна Ласкаря на Крит был связан с политикой Византии и в особенности Константинопольского патриархата по укреплению и поддержанию православия на Крите, поскольку жители острова подвергались давлению со стороны католиков. Как полагают исследователи, Иоанн Ласкарь пользовался уважением императора Мануила II Палеолога и Константинопольского патриарха Иосифа II: в показаниях Димитрия Коливаса, свидетеля защиты мелурга, есть его высказывание, что императору и патриарху очень нравилось его искусство. Конфликт же произошёл из-за того, что Иоанн Ласкарь, опытный и амбициозный константинопольский учитель музыки, воспринимался греческим православным населением Крита как представитель певческого искусства Византии и потому пользовался гораздо большей популярностью, чем менее образованный местный протопсалт Савио, который опирался на поддержку венецианских властей и потому был обязан поддерживать тесные связи с ненавистными критянам католическими иерархами.

 



 
PR-CY.ru