ИОАНН КУКУЗЕЛЬ - Страница 5

Агиограф упоминает предания о великих гимнографах и мелургах прошлого преподобных Иоанне Дамаскине и Романе Сладкопевце, которые также получили награду от Богоматери. Наименование Иоанна Кукузеля в Житии «вторым Иоанном Дамаскином» повлияло на позднейшую афонскую традицию: епископ Порфирий упоминал о миниатюре из рукописи 1700 г. с изображением Богоматери, подающей монету Иоанну Кукузелю и перо Иоанну Дамаскину. Из Жития Иоанна Кукузеля чудо с монетой было заимствовано в позднейшее Житие другого афонского мелурга, доместика Григория Гликиса. Одной из целей агиографа, несомненно, творившего в Великой Лавре, было прославление монастыря как места явлений Богородицы и подвигов великих святых, которому особо покровительствовали императоры (вероятно, агиограф стремился также объяснить происхождение чудотворной монеты, хранившейся в кафоликоне Лавры). Другие особенности Жития (отсутствие посмертных чудес, сведений о почитании мощей святого и др.) характерны для афонской агиографической традиции, в которой представления о святом как о строгом аскете, неуклонно выполняющем предписания устава, совмещались с любовью к Афону и почитанием преимущественно Пресвятой Богородицы как покровительницы Афона (в связи с этим основным объектом почитания, связанным с памятью об Иоанне Кукузеле, впоследствии стала икона Божьей Матери Кукузелиссы). Таким образом, Житие не может рассматриваться исследователями как достоверная биография Иоанна Кукузеля, однако оно содержит отрывочные воспоминания о мелурге, важные для монашеской общины Великой Лавры, а также легенды, которые связывались с его именем. Наиболее достоверными источниками исследователи признают сведения, содержащиеся в певческих рукописях, на основании которых они могут предполагать, что в первой четверти XIV в. Иоанн Кукузель, ученик Иоанна Глики, стал известен как выдающийся мелург и был назначен на должность маистора – руководителя придворного хора. О его славянском происхождении и связанных с этим обстоятельствах исследователям известно только из Жития, потому эти сведения они не могут считать вполне достоверными. По мнению исследователей, впоследствии Иоанн Кукузель удалился на Афон и принял монашество, благодаря чему отдельные упоминания о нём сохранились в преданиях Великой Лавры. Хронология жизни Иоанна Кукузеля исследователи могут определить лишь приблизительно на основании рукописных колофонов: его певческая деятельность началась до 1302 г., к 1330 гг. он приобрёл известность и стал маистором. Даты принятия Иоанном Кукузелем монашества и его кончины остаются для исследователей неизвестными. Деятельности Иоанна Кукузеля исследователи приписывают реформирование традиционных византийских певческих книг – «Ирмология» и «Стихираря». Й. Ростед, сравнивая традиционный «Стихирарь» и «Стихирарь» Иоанна Кукузеля (1341 г.), выяснил, что в последнем устранены несоответствия акцентов мелодии и текста, некоторые фразы транспонированы в более высокий регистр, и переходы между строками унифицированы, но в целом творчество Иоанна Кукузеля осталось в рамках традиции. Большая часть его музыкальных сочинений переписывалась в певческих «Анфологиях» и калофонических «Стихирарях» – новых типах певческих книг, связанных с распространением Иерусалимского устава и с появлением нового музыкального направления – калофонического пения.

 



 
PR-CY.ru