ИОАНН КЛАДА - Страница 7

Из причастнов годового круга Иоанн Клада распел гимны: литургии Преждеосвящённых Даров – «Вкусите и видите» на первый глас (Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе; в «экзегезисе» протопсалта Даниила и Петра Пелопоннесского, 1805 г.), на второй плагальный глас (Российская национальная библиотека) и на глас (Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе), Лазаревой субботы – «Из уст младенец и ссущих» (Российская национальная библиотека), Недели ваий – «Благословен Грядый» (Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе), Великой субботы – «Воста, яко спя» на первый глас (Российская национальная библиотека; на первый глас; Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе), Пасхи – «Тело Христово приимите» на четвёртый и четвёртый плагальный гласы (Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе), Пятидесятницы – «Дух Твой благий» на первый глас, Богоявления – «Явися благодать» на первый глас (Российская национальная библиотека) и на глас, «украшенный» митрополитом НовыхПатр Германом, Кресту – «Знаменася на нас» на четвёртый плагальный глас (Российская национальная библиотека; Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе), Богородице – «Чашу спасения» на первый, второй, третий, четвёртый, второй плагальный, четвёртый плагальный гласы (Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе; Российская государственная библиотека, «украшенный» митрополитом Новых Патр Германом). Иоанну Кладе принадлежит мелос для ряда стихир в жанре матимы, например, Рождеству Пресвятой Богородицы «Днесь иже на разумных престолех» на второй плагальный глас (около 1700 г.); некоторые из них являются также анаграмматизмами, например: великомученице Евфимии Халкидонской «Тоя молитвами посли нам» второго плагального гласа (анаграмматизм стихиры «Одесную Спаса предста»), Недели сырной «Раю святейший» на второй плагальный глас (с ремаркой «украшенная, весьма приятная и умилительная), Недели ваий «Учитель глаголет» второго плагального гласа (анаграмматизм стихиры «Прежде шести дней»; Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе) и др. В жанре матимы распеты также ирмосы пасхального канона: «Воскресения день» на первый глас (под общим заголовком «калофонические ирмосы Пасхи»), «Сей нареченный и святый день» на первый глас, «Снизшел еси в преисподняя земли» на первый глас с ремаркой «искусный», «Светися, светися» на первый плагальный глас и др. Важное место в творчестве Иоанна Клады занимают кратимы; известны 20 сочинений этого жанра, среди которых выделяется кратима, называемая «персидская», с указаниями «первого гласа» (Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе). Также в рукописях обнаружены кратимы Иоанна Клады на первый, второй, четвёртый, первый плагальный, четвёртый плагальный гласы. Перевод в нотацию Нового метода, выполненный Хурмузием. Мелизматические композиции Иоанны Клады типичны для позднего периода развития калофонического стиля, когда происходит расширение песнопений с помощью дополнительных мелодических формул и повторений отдельных мотивов. Поэтому его сочинения искусны и изобретательны в композиционном отношении, но менее удобны для исполнения, чем сочинения его предшественников. Иоанну Кладе приписывается также создание руководства по калофоническому пению («Метод калофонии Иоанна Клады и метод ненанизм и терендизм Ксена Корониса», 1770–1790 гг.). Иоанн Клада И. К. писал стихи – особые праздничные тексты для распетых им же калофонических матим. Наиболее известное его поэтическое произведение – эпиграмма, состоящая из двенадцати 12-сложных ямбических стихов, которая отсылает к распетому на второй плагальный глас руководству по кратимам Ксена Корониса.



 
PR-CY.ru