ИОАНН КЛАДА - Страница 3

Как полагают исследователи, труды Иоанна Клады были отчасти продолжены его дочерью, имя которой не сохранилось. В упомянутом «Пападики» доместика Матфея причастен четвёртого гласа «В память вечную будет праведник» надписан следующим образом: «Его же (т.е. Иоанна Клады); некоторые же говорят, что его дочери». Если вторая атрибуция верна, то исследователи заключают, что у Иоанна Клады была семья, а его дочь – одна из двух известных в настоящее время (кроме монахини Кассии) женщин-мелургов в истории византийского певческого искусства. Творческое наследие Иоанна Клады чрезвычайно обширно и многообразно. В последнее время его творчество активно исследуют музыковеды. Произведения мелурга появились в певческих кодексах с конца XIV в. и переписывались вплоть до XIX в. Ещё в начале XV в. его сочинения характеризовались в рукописях как «новые» (см., например, «Пападики» начала XV в.: «Великая вечерня, новая, сочинение Иоанна, Клады и лампадария: четвёртый плагальный (глас) “Отъимеши дух их”»; «Непорочны новые, сочиненные кир Иоанном, лампадарием, глас второй “Благословен еси, Господи”»). Некоторые из наиболее характерных сочинений Иоанна Клады, например. причастен на литургии Преждеосвящённых Даров «Вкусите и видите» на первый глас, проимий (в славянских богослужебных книгах называется кондаком) Акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе» на четвёртый плагальный глас и избранные стихи аниксандариев, получили широкое распространение в печатных изданиях; большая часть переведена в нотацию Нового метода, главным образом, хартофилаксом Хурмузием Гиамалисом. Среди произведений Иоанна Клады в качестве самостоятельного жанра выделяется полностью распетый Акафист Пресвятой Богородице, его самое значительное сочинение, которое исполнялось на протяжении многих веков. Икосы Акафиста Пресвятой Богородице зафиксированы, главным образом, в так называемом Икиматарии Иоанна Клады (списки начала XVII в., около 1750 г., писец Иоанн Прассован). В кодексах фиксируются отдельно икосы «Ангел предстатель с небесе послан бысть» (Российская национальная библиотека, вторая половина XV в.), «Видящи Святая Себе», «Боготечную звезду» на четвёртый глас и кондак «Взбранной Воеводе» на четвёртый плагальный глас (вторая половина XVI в., 1649 г. – с указанием «весьма искусный», 1682 г., около 1750 г., 1805 г.). В российских собраниях кондак исследователи находят в рукописях: Российская национальная библиотека, начало XVIII в., первые десятилетия XVIII в., середина XVIII в. В Икиматарии кондак приводится с указанием «большая матима, прекрасная и (написанная) согласно традиции», в «Анфологии-Матиматарии» XVIII в. (Российская национальная библиотека) кондак назван «искусным». В одной из рукописей кондак записан с кратимой протопсалта Даниила (1790–1793 гг.). В XVIII в. Пётр Пелопонесский записал «экзегезис» (развод) кондака Иоанна Клады (1811 г.), а впоследствии хартофилакс Хурмузий перевёл его в нотацию Нового метода.

 



 
PR-CY.ru