ИОАНН КЛАДА - Страница 2

Одной из сторон его творчества было создание певческих кодексов, и, хотя его музыкальные автографы пока исследователями не обнаружены, они часто упоминаются в источниках (см., например, в «Пападики» 1463 г.: «Начало с Богом так называемых периссиев, как мы находим (их) в списке лампадария). Из сохранившихся источников исследователям известно, что Иоанн Клада с почтением относился к предшествующим учителям. Мануил Хрисаф (XV в.), сообщая в теоретическом сочинении об одной из утраченных ныне рукописей Иоанна Клады, подчёркивает, что творчество мелурга основано на следовании традициям Михаила Ананеота, Иоанна Глики, Никифора Ифика, Иоанна Кукузеля. Хрисаф отмечает, что Иоанн Клада – последний из великих мелургов, писавших калофонические икосы для Акафиста Пресвятой Богородице на основе древних образцов этого жанра. Подражание древним песнопениям отмечает сам Иоанн Клада; например, сочинение «Свыше пророцы» имеет указание «следуя древним учителям». Исходя из данных рукописных источников, исследователи полагают, что Иоанн Клада жил во второй половине XIV – начале XV вв. Они предполагают, что Иоанн Клада родился после 1360 г., расцвет его деятельности начался около 1400 г. В этот период он активно сочинял песнопения по заказу Константинопольского патриарха Матфея I (1397–1410 гг.), что следует, например, из указания в «Анфологии-Матиматарии» середины XVII в. письма Космы Македонца: «Стихи хвалебные Пресвятой Богородице, сочинённые на кратиму, называемую “виола”, Иоанном, лампадарием, по распоряжению и просьбе Святейшего патриарха господина Матфея на четвёртый плагальный (восьмой) глас “Юже древле предвозвестиша пророков лики”». В «Анфологии» конца XVI – начала XVII вв. этот пятнадцатисложник назван сочинением патриарха: «Стихи хвалебные Пресвятой Владычице нашей Богородице, сочинение кир Матфея, патриарха Константинополя, переложенные же Иоанном, лампадарием, на кратиму Кукузеля, называемую “виола”…». В некоторых рукописях присутствуют ремарки, свидетельствующие о том, что Иоанн Клада также распел стихи своих современников – поэтов Иоанна Ласкаря Пигонита и Константина Асана (расцвет деятельности обоих приходится на первую четверть XV в.). На стихи Иоанна написаны богородичен «Светильниче радостный, святый, Двере Света незаходимого» на четвёртый глас и троичен «Слово Отчее и соприродный Душе» на четвёртый плагальный глас, а на стихи Константина – богородичен «Неопальную Купину Моисей виде на горе» на первый глас, троичен «Божественную Триединицу вернии воспоим неслиянно» на четвёртый плагальный глас (в рукописи эти стихи приписаны Иоанну Ласкарю) и троичен «Боже, Троице нераздельная лицы, но не естеством» на второй плагальный (шестой) глас. С начала 1430 гг. в певческих книгах об Иоанне Кладе говорится как об уcопшем (например, в «Пападики» 1431 г.: «Этот периссий переложен из “Вержен Адам” для “Свыше пророцы” блаженной памяти кир Иоанном лампадарием; это (произведение) повелел ему написать Святейший патриарх кир Матфей»), в «Матиматарии» середины XV в.: «Блаженнейшего кир Иоанна, лампадария Клады, второй плагальный (глас) “Учитель глаголет”»), в «Пападики» 1443 г., в «Пападики» 1453 г. письма доместика Матфея.

 



 
PR-CY.ru