ИОАНН КЛАДА

ИОАНН КЛАДА (вторая половина XIV в.  – начало XV в.) – лампадарий Великой церкви в Константинополе, византийский мелург, учитель пения. Впервые упоминается в каталоге архиепископа Кирилла Мармаринского (середина XVIII в.; Библиотека Академии Наук Российского археологического института в Константинополе, рубеж XVIII и XIX вв.). В более позднем каталоге архидиакона Никифора Кантуниариса Хиосского Иоанн Клада назван учеником Иоанна Кукузеля, «более искусным и более великолепным, чем его учитель» (начало XIX в.). В «Кратиматарии» середины XV в. письма Иоанна Плусиадина (см. Иосиф, епископ Мефонский) содержится свидетельство о том что Иоанн Клада был учеником доместика Георгия Контопетриса (Кондопетриса): после атрибуции одного из песнопений тому сказано, что «он учитель блаженнейшего кир Иоанна лампадария». Георгий Контопетрис упоминается в источниках как доместик «святейшей митрополии Фессалоники и начальник монастырей», по мнению исследователей, учившийся у Иоанна Кукузеля. В отличие от своего предполагаемого учителя Иоанн Клада, как полагают исследователи, жил и творил в Константинополе. Почти каждое упоминание имени Иоанна Клады в рукописях сопровождается определением «лампадарий» (что свидетельствует о том, что он не только владел певческим искусством, но и активно им занимался); нередко уточняется, что он был лампадарием «благочестивого и царского клира», т.е. придворным певчим; неоднократно он называется в источниках лампадарием без личного имени и прозвища. Как полагают исследователи, Иоанн Клада был популярен среди коллег и пользовался уважением: в упомянутом выше «Кратиматарии» середины XV в. он охарактеризован как «друг учителей». Произведения Иоанна Клады, известные не только в Константинополе, но и за его пределами, относятся к так называемому городскому (т.е. константинопольскому) стилю (это подтверждается пространным указанием в «Пападики» первой половины XV в. (отражает преимущественно певческую традицию Фессалоники), что песнопения Иоанна Клады были распеты для Великой церкви и впоследствии исполнялись в других храмах Константинополя. Иоанн Клада преподавал пение в Константинополе. В настоящее время известен только один его ученик – Михаил Амирудзис Трапезундский, произведения которого содержатся в «Калофоническом Cтихираре» середины XVI в. («Кир Амирудзиса, ученика Иоанна лампадария Клады: глас четвёртый «Иже Тебе ради богоотец пророк Давид»»; «Кир Амирудзиса из Трапезунда, ученика кир Иоанна лампадария Клады: «Под Твое, Владычице, прибежище») и в других источниках. Однако исследователи не сомневаются, что у Иоанна Клады учились многие певчие, не известные в настоящее время. Не случайно в «Анфологии-Матиматарии» 1734 г. письма Германа Олимпиота Иоанн Клада назван «великим учителем», в «Матиматарии» первой половины XVIII в. – «лучшим учителем», в рукописи 1445 г. Николая, иеромнимона Коринфского,  – «учителем учителей». Многогранная деятельность Иоанна Клады повлияла на многих современных ему и живших позднее деятелей певческого искусства.

 



 
PR-CY.ru