ИСААК АНТИОХИЙСКИЙ, Исхак Великий - Страница 2

Первым за систематическую публикацию корпуса взялся сиролог Г. Биккель, издавший в 1870 гг. 21 мемру и 16 мадрашей. В 1898–1902 гг. некоторые произведения были опубликованы Тома Жозефом Лами с латинским переводом в составе четырёхтомного издания трудов Ефрема Сирина с ошибочной атрибуцией текстов последнему. В 1903 г. лазарист и католический миссионер Поль Беджан издал коллекцию из 67 мемр, частично повторяющих опубликованные Т. Лами. В рукописях Мосула и Урмии, использованных П. Беджаном, 24 первые беседы ошибочно приписаны Исааку Сирину (в сирийской традиции – Исхаку Ниневийскому); эта неверная атрибуция повторяется в некоторых работах. Ещё несколько мемр издали С. Мосс (1929 г.) и С. Казан (1961, 1963 гг.); был выполнен ряд переводов на европейские языки. В 1987 г. С. Брок опубликовал каталог инципитов мемр Исаака Антиохийского, в 2003 г. Э. Мэтьюз проделал аналогичную работу со всем корпусом (195 мемр и 19 мадрашей). Бóльшая часть корпуса остаётся неизданной, что затрудняет установление авторства конкретных произведений. Т. Бу-Мансур предложил методику атрибуции произведений корпуса на основании анализа их ритмики, стилистики, тематики и христологической позиции автора. Вслед за П. Беджаном он атрибутировал Исааку, автору мемры о попугае, большинство произведений изданной части корпуса, три произведения, которые в рукописной традиции приписываются Ефрему Сирину: две мемры об отшельниках и послание к аскетам, живущим на горе, а также значительное число неизданных сочинений из рукописей и др. Тематика произведений корпуса разнообразна: они посвящены толкованию отдельных эпизодов и стихов Священного Писания, нравственно-аскетическим вопросам, церковным праздникам, историческим событиям, эсхатологическим темам, полемике с иудеями, обличению языческих обычаев и проч.; в них затрагиваются различные стороны литургической практики (крещение младенцев, таинство покаяния, молитвы за усопших, службы часов и навечерий праздников; 16 мадрашей посвящено обоснованию необходимости частого причащения). Стилистически корпус обнаруживает близость к поэтическим трудам Ефрема Сирина, но отличается меньшей красочностью языка, обилием повторов и длиннот, резкостью выражений, обличающих безнравственность. Т. Бу-Мансур характеризует поэтический стиль Исаака Амидского как более тяжеловесный и искусственный, а Исаака Антиохийского – как более гармоничный и лёгкий. В целом авторам корпуса несвойственно рациональное осмысление богословских проблем. Христологические вопросы подробно рассматриваются лишь в немногих произведениях, которые исследователи делят на две группы. К текстам умеренной монофизитской направленности наряду с мемрой о попугае относят мемры о вере, о страстности и бесстрастности воплощённого Бога Слова, три мемры о Рождестве и с меньшей долей уверенности мемру против еретиков Нестория и Евтихия, а также согиту о Пресвятой Богородице и ряд отрывков. Православное богословие отчётливо присутствует в двух мемрах о вере. Корпус Исаака Антиохийского представляет интерес для исследователей как источник сведений о жизни христианского Востока V–VI вв. Мемра «О царском городе» посвящена осаде Константинополя гуннами (447 г.). В двух мемрах, сочинённых, как полагают исследователи, в Эдессе (первая датируется 491 г.), описываются захват арабами города Бет-Хур недалеко от Нисибина (около 457 или 474 г.) и страдания жителей этого приграничного региона во время войн между Ираном и Римской империей. Обличительно-дидактическая установка авторов побуждает их акцентировать внимание на отрицательных сторонах жизни христианского общества: продажности судей, ростовщичестве и скупости купечества, развратном образе жизни аристократии, широком распространении колдовства и разного рода бытовой магии, сохранении пережитков язычества.



 
PR-CY.ru