ИСААК СИРИН, Исаак Ниневийский - Страница 2

Детство Исаака Сирина прошло возле моря – провинция Бет-Катрайе находилась на западном берегу Персидского залива. Морские образы постоянно встречаются в сочинениях Исаака Сирина – он говорит о кораблях, о капитанах и матросах, о морских бурях и попутных ветрах, о ныряльщиках и об устрицах, извлекаемых из морских глубин. Исаак Сирин недолго пробыл на кафедре. О его отречении от епископства сохранилось восточно-сирийское сказание на арабском языке. Когда Исаак Сирин в первый день после епископской хиротонии сидел в своей резиденции, к нему пришли два человека, один из которых, богач, требовал у другого возвращения долга, угрожая подать на него в суд. Исаак Сирин сказал ему: «Поскольку Священное Евангелие учит не отнимать отданного, тебе следует, по крайней мере, дать этому человеку день, чтобы он мог расплатиться». Но богач ответил: «Оставь сейчас в стороне Евангелие!» Тогда Исаак Сирин сказал: «Если с Евангелием здесь не считаются, зачем я пришёл сюда?» Осознав, что епископское служение не соответствует его склонности к отшельнической жизни, «святой отрёкся от епископства и удалился в святую Скитскую пустыню». Последняя деталь рассказа противоречит хронике Ишоднаха, где говорится, что Исаак Сирин удалился в горы, окружающие Бет-Хузайе (Хузестан; в настоящее время остан Хузестан входит в состав Ирана), а не в египетскую Скитскую пустыню. К тому же исследователям трудно поверить в то, что отречение Исаака Сирина от епископства было вызвано одним лишь малозначительным инцидентом. Во времена Исаака Сирина Ниневия была центром активности «монофизитов»-яковитов, с которыми Исаак Сирин как «дифизитский» епископ должен был бороться. Исследователи полагают, что не будучи склонным к спорам на догматические темы, Исаак Сирин предпочёл удалиться из Ниневии, ставшей ареной конфликта между противоборствующими партиями. В чём заключались «три мнения», которые Исаак Сирин будто бы высказывал, и чем, собственно, возмущался Даниил бар Туванита, остаётся для исследователей неизвестным. Даниил составил письменное «разрешение вопросов, поставленных в пятом томе Исаака Сирина Ниневийского». Единственное свидетельство о сочинении Даниила, посвящённом разбору творений Исаака Сирина, сохранилось в трактате восточно-сирийского писателя IX в. Хануна ибн Юханна ибн ас-Салт, повествующем о визите католикоса Юханны ибн Барси к одному знаменитому подвижнику. Католикос принёс с собой сочинения Исаака Сирина и читал их вслух, «не поднимая головы», до захода солнца. После окончания чтения подвижник спросил католикоса, чему следует более доверять – писаниям Исаака Сирина или тому, что Даниил написал в их опровержение. «Может ли человек, подобный тебе, задавать такой вопрос? – сказал католикос в ответ. – Мар Исаак Сирин говорит языком небесных существ, а Даниил – языком земных». Имеющиеся сведения о жизни Исаака Сирина однозначно указывают на его принадлежность к Церкви Востока, канонические границы которой в то время приблизительно совпадали с границами прежней Персидской империи Сасанидов (ныне Ирак и Иран). Эта церковь признавала только первые два Вселенских собора, а последующие Вселенские соборы отвергала, считая, что их христологическая доктрина противоречит традиционной для неё христологии.

 



 
PR-CY.ru