ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ АНТИФОНЫ - Страница 3

По рукописи конца XVII в. исследователям известен монодийный распев 102-го и 145-го псалмов, записанный казанской нотацией, с ремаркой «путь против демества». С XVIII в. использовались 102-й и 145-й псалмы киевского распева и сокращённого греческого распева первого гласа. В старообрядческих общинах поповского согласия сложилась традиция исполнять 102-й и 145-й псалмы на напев самогласна или подобна гласа недели (первый глас – «Небесным чином», второй глас – «Егда от древа», четвёртый глас – «Иже званый свыше быв», пятый глас – «Радуися, Живоносный Крест», шестой глас – «Тридневен»). В некоторых общинах первые два антифона независимо от рядового гласа поют на седьмой глас, как полагают исследователи, по причине неграмотности. В общинах южных областей России, в Молдавии, Румынии изобразительные антифоны обычно читаются. Стихи третьего антифона до XVIII в. не фиксировались в певческих книгах. В одной из рукописей начала XVIII в. исследователи обнаружили нотированные запевы с ремаркой «ино и вси блажени пои в той же голос», «вси запевы пой с тех последи помяни нас». О способе исполнения в древнерусской традиции исследователи судят по старообрядческой практике. В общинах стихи третьего антифона читаются на погласицу, а вторые полустишия стиха, с которого припевают соответствующие тропари, поются на модель запева к стихирам. Воскресные блаженны фиксировались со второй половины XVI в. в Октоихе или в Обиходе в составе песнопений литургии. В XIX–XX вв. было создано множество авторских гармонизаций изобразительных антифонов, например, первый антифон греческого распева – Алексея Фёдоровича Львова, знаменного и греческого распевов – Александра Дмитриевича Кастальского и др. Авторские композиции изобразительных антифонов принадлежат композиторам разных стилевых направлений, из них исследователи выделяют сочинения Александра Васильевича Никольского, Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, Алексея Ивановича Красностовского, Павла Григорьевича Чеснокова, Александра Тихоновича Гречанинова, Сергея Васильевича Рахманинова и др. Существовали монастырские варианты распева изобразительных антифонов. В многоголосной современной певческой практике изобразительные антифоны чаще всего исполняются на первый глас сокращённого греческого распева. Используются также авторские композиции, гармонизации и переложения изобразительных антифонов; существует практика исполнения изобразительных антифонов на подобен шестого гласа «Тридневен». В современной греческой традиции первый антифон, как правило, поётся на особый напев ирмологического мелоса четвёртого плагального гласа, второй антифон – на второй глас; оба приписываются Петру Пелопоннескому . В печатных изданиях также приводятся напевы первого антифона на четвёртый глас и второго на глас хартофилакса Хурмузия. Третий антифон исполняется на модель запева к тропарям канона, на соответствующий глас недели, ирмологического мелоса.



 
PR-CY.ru