ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ АНТИФОНЫ - Страница 2

Данная глава предполагает исполнение изобразительных антифонов в воскресные и праздничные дни (кроме тех праздников, когда положено пение праздничных антифонов), в остальные дни – вседневные антифоны. То же предполагает и Служебник в описании третьего антифона. В прочих главах Типикона и гимнографических богослужебных книгах предполагается ежедневное использование изобразительных антифонов. С другой стороны, изложение вседневных антифонов в приложении к богослужебному Апостолу предполагает их употребление даже в воскресные дни. Противоречия в указаниях богослужебных книг исследователи объясняют тем, что они излагают различные литургические традиции: вторая глава Типикона – палестинскую, Апостол – константинопольскую, для их примирения, как они полагают, и была создана 21-я глава Типикона. Разногласия между книгами зачастую приводят к туманному изложению вопроса об антифонах в литературе, посвящённой изъяснению Устава богослужения. В частности, недоумение у специалистов вызывает вопрос о пении изобразительных антифонов или вседневных антифонов в субботу, если нет праздника: дореволюционные авторы назначают в субботу вседневные антифоны, что соответствует 21-й главе Типикона; но указания на изобразительные антифоны в субботних главах Типикона сформировало мнение о том, что изобразительные антифоны являются отличительным признаком субботнего богослужения. В приходской богослужебной практике изобразительные антифоны нередко вытесняют вседневные антифоны; данная практика получает распространение в Русской церкви уже в XVIII в. У исследователей есть свидетельства о том, что в XIX в. на ранней литургии (которая воспринималась как менее праздничная по сравнению с поздней) могли исполняться вседневные антифоны, а на поздней – изобразительные антифоны. В богослужебной практике XVIII–XIX вв. старообрядцев, принимающих священство, также происходит переход к ежедневному употреблению изобразительных антифонов, как и в Русской православной церкви. Пс. 102 и 145 читались, впоследствии, уже в XX в., в некоторых общинах стали исполняться на глас. При этом вседневные антифоны играют роль «полупраздничных» (они исполняются вместо изобразительных антифонов в Богородичные и престольные праздники, не имеющие своих праздничных антифонов). Современная греческая практика в отношении использования изобразительных антифонов не является однородной. В древнерусской традиции изобразительные антифоны не нотировались, как полагают исследователи, вплоть до конца XVII в. Первые два антифона, по их мнению, произносились читком. Во многих дореформенных рукописях XVII в. встречаются указания на чтение изобразительных антифонов: «псаломщик говорит». Исследователи предполагают, что изобразительные антифоны могли также исполняться простым напевом (силлабического стиля).

 



 
PR-CY.ru