INSTITUTIO - Страница 2

Во многих анафорах эта фраза сопровождается также и комментарием к ней апостола Павла: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете...» (1 Кор. 11:26), причём в изменённом виде – как слова Самого Христа (вместо «смерть Господню» – «смерть Мою» и т.д.). Помимо прямой речи Иисуса Христа в institutio также входит перечисление действий, совершённых Им над хлебом и чашей с вином во время Тайной вечери, основанное как на тексте Нового Завета, так и на внебиблейских источниках (например, в анафорах могут содержаться слова о том, что Иисус «показал» хлеб и вино Богу Отцу, Сам отпил из подаваемой апостолам чаши и проч.). Некоторые исследователи попытались усмотреть в новозаветных описаниях соответствующих действий отражение литургической практики апостольского времени и использовать полученные выводы для реконструкции истории развития чина литургии, но как эти выводы, так и основанные на них реконструкции оказались достаточно спорными. Отдельный вопрос составляет выяснение причин и времени появления institutio в составе евхаристических молитв. С одной стороны, institutio отсутствует в евхаристических молитвах «Дидахе» (конец I в.?) и в апокрифических Деяниях апостолов II–III вв.; с другой стороны, уже Иустин Философ (середина II в.) в первой апологии, говоря о совершении таинства Евхаристии, приводит подробный рассказ о Тайной вечере, содержащий установительные слова и, вероятно, входивший в состав описанного им чина литургии (хотя это объяснение не является единственно возможным). Institutio также имеется в анафорах III в., содержащихся в «Апостольском предании» и Барселонском папирусе. Чезаре Джираудо усматривает в institutio христианский аналог иудейской традиции включать в наиболее торжественные и важные молитвы так называемую locus theologicus – цитату из Священного Писания, обосновывающую возможность получения просимого и необходимость моления о нём; существуют и иные теории происхождения institutio. В классических анафорах, реальное употребление которых в той или иной литургической традиции подтверждено исторически, institutio есть всегда, за единственным исключением: institutio нет в восточно-сирийской анафоре Аддая и Мари. Впрочем, в маронитской анафоре «апостола Петра третий», являющейся иной редакцией той же молитвы, что и анафора Аддая и Мари, institutio присутствует. Вопрос о том, существовало ли institutio в этой молитве изначально, вызвал оживлённую дискуссию и до сих пор окончательно не решён. Будучи воспоминанием Тайной вечери, institutio подытоживает другие обычно содержащиеся в анафорах рассказы о благодеяниях Бога к людям (в первую очередь, о сотворении мира и о домостроительстве совершённого Христом спасения) и поэтому непосредственно предшествует (за редкими исключениями) анамнезису – той части анафоры, которая служит переходом от воспоминаний к прошениям (об освящении Даров, о нуждах церкви и мира и др.). Кроме того, в композиции ряда анафор institutio может иметь и дополнительные функции.



 
PR-CY.ru