INSTITUTIO

INSTITUTIO (лат. – установление) – принятое в научной литературе наименование той части анафоры, в которой говорится об установлении таинства евхаристии Иисусом Христом во время Тайной вечери. Традиция делить анафору на части и давать им те или иные названия восходит к латинской богослужебной практике, где евхаристическая молитва состоит из отдельных разделов (часть которых не меняется в течение всего года, часть – зависит от содержания празднуемого в конкретный день события), и поэтому к восточным анафорам, в большинстве случаев представляющим собой цельный непрерывный текст, применима лишь условно. В евхаристических молитвах латинских традиций institutio обозначается как «Qui pridie» (в римском и амвросианском обрядах), «Secreta» (в галликанском обряде), «Pridie» (в испано-мосарабском обряде). Содержание institutio – рассказ о том, как в ночь (вечер) накануне Своей крестной смерти Иисус взял хлеб и чашу с вином, освятил их и подал ученикам, сказав: «Приимите, ядите: сие есть Тело Моё» (Мф. 26:26b; ср. с пар.: Мк. 14:22b; Лк. 22:19b; 1 Кор. 11:24b) и «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27b – 28; ср. с пар.: Мк. 14:24b; Лк. 22:20b; 1 Кор. 11:25b); эти две фразы (как правило, с теми или иными дополнениями и в форме, максимально гармонизующей четыре новозаветных рассказа о событии) представляют собой так называемые установительные слова и образуют ключевую часть institutio. В богослужебной практике различных традиций установительные слова произносятся предстоятелем в форме торжественных возгласов; иногда с благословением евхаристических хлеба и чаши с вином во время их произнесения; особенностью католической догматики является утверждение, что именно эти слова составляют тайносовершительную формулу евхаристии. В православной традиции ключевое значение для освящения евхаристических Даров признаётся за эпиклезой (вопрос о времени освящения Даров был подробно рассмотрен Николаем Кавасилой, Симеоном Солунским и другими поздневизантийскими богословами; этот же вопрос был предметом споров в конце XVII в. в Москве, результатом которых стало соборное утверждение учения об эпиклезе как о времени освящения Даров), что, однако, не влечёт за собой отрицания сакраментального характера и установительных слов (и institutio в целом) – так, их важность для совершения таинства подчёркивают многие святые отцы, а «Учительное известие» при славянском Служебнике предписывает священнику при возникновении (в экстраординарных ситуациях) необходимости повторно читать анафору, делать это начиная именно с institutio. В большинстве анафор различных традиций установительные слова в institutio также сопровождаются фразой «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22:19c; 1 Кор. 11:24с, 25c; в Мф. и Мк. эта фраза отсутствует). С этой точки зрения принятая в православной церкви анафора Иоанна Златоуста является не вполне обычной: в ней этой фразы нет (однако её наличие в первоначальной, несохранившейся редакции анафоры всё же можно предположить – на это может указывать упоминание «этой заповеди» – именно в единственном, а не в двойственном числе – следующие сразу после institutio слова: «Поминающие спасительную сию заповедь»).

 



 
PR-CY.ru