ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЁТР И МАРИЯ - Страница 2

Марию и её спутников привели к императору, который попытался склонить их к иконоборческой ереси. Когда ему это не удалось, он повелел отправить спутников Марии в темницу и наносить ежедневно по 500 ударов бычьими жилами. Патрикию из-за её высокого положения он отослал домой. Восемь месяцев спустя, 9 августа (внутренняя хронология Мученичества нарушена), император Лев III Исавр устроил перед воротами Халка суд: Мария и остальные мученики, к которым она добровольно присоединилась, были обезглавлены, а их тела брошены в яму в Пелагиевом квартале как останки преступников. Однако горожане отыскали их и погребли в церкви великомученика Димитрия в монастыре преподобного чудотворца Анина, неподалёку от церкви св. Мокия (в других источниках этот монастырь не упоминается). Обретение мощей произошло благодаря чудесным видениям патриарха Игнатия I. Ему являлась Мария в сопровождении остальных мучеников, приказывала отыскать их тела и обещала скорое избавление от продолжавшегося в течение многих дней землетрясения. Монастырь преподобного Анина, который был неизвестен патриарху, удалось найти благодаря Иосифу, скевофилаксу Великой церкви. Когда торжественная процессия с патриархом во главе вышла из храма Святой Софии, землетрясение тотчас же прекратилось. Нетленные мощи мучеников, которые, как пишут, источали дивный аромат, были перезахоронены 31 января в том же монастыре. В основном тексте Мученичества по имени названы только Мария и протоспафарий Григорий; имена остальных мучеников указаны только в заглавии. Вероятно, кто-то из них имел духовный сан, поскольку один из святых, явившихся патриарху Игнатию I, был «украшен священническими одеждами». Память «святых мучеников, пострадавших за икону Господа нашего Иисуса Христа» содержится под 9 августа в одном из ранних списков Типикона Великой церкви. В восходящей к Мученичеству заметке в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.) под 9 августа среди мучеников не упоминается протоспафарий Григорий. В Римском Мартирологе (XVI в.) кардинала Цезаря Барония по имени названы только Иулиан и Маркиан. В некоторых византийских календарях память Константинопольских мучеников отмечена 8 августа. Другая агиографическая традиция, нашедшая отражение в обширном корпусе текстов, прославляет как мучеников, пострадавших за образ на воротах Халка, не Иулиана и дружину, а инокиню Феодосию и иных «благочестивых жён» (память 29 мая). По мнению С. Манго, более ранней является традиция, связанная с Марией и её дружиной, но его точка зрения ставится под сомнение С. Кодзабаси. Антоний Новгородец (около 1200 г.) упоминает мощи десяти мучеников и «девицы царевны» в некоем женском монастыре поблизости от церкви св. Мокия, что согласуется с сообщением Мученичества. Однако, согласно Антонию, они пострадали при императоре Константине V (741–775 гг.). Исследователи полагают, что это свидетельствует о влиянии традиции, относящей к правлению Константина V мученичество Феодосии.



 
PR-CY.ru