Словарь по христианству И ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЁТР И МАРИЯ

ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЁТР И МАРИЯ

ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЁТР И МАРИЯ (ум. в 726 г., по другим данным, в 730 г.) – мученики Константинопольские (память 9 августа). Основным источником сведений о подвиге этих святых является анонимное Мученичество, созданное в первые годы второго правления Константинопольского патриарха Игнатия (847–858, 867–877 гг.). Оно дошло в единственном списке XI в. Поводом к составлению Мученичества послужило обретение мощей Константинопольских мучеников после землетрясения 9 января 869 г., известного и по другим источникам. Мученичество было создано в окружении патриарха, исследователями оно характеризуется антифотианской направленностью (умолчание о первом патриаршестве Фотия I Великого; 858–867, 877–886 гг.) и стремлением представить Игнатия преемником Германа I (715–730 гг.), последнего неиконоборческого патриарха, который в отличие от святителей Тарасия (784–806 гг.), Никифора I (806–815 гг.) и Фотия I был возведён в сан патриарха не из мирян. При составлении Мученичества автор пользовался источниками начала IX в., в которых описано уничтожение византийским императором Львом III Исавром (717–741 гг.) иконы Христа Пантократора на воротах Халка в Константинополе. При этом сюжетная схема была заимствована из Жития Стефана Нового, а исторический контекст – из «Хронографии» Феофана Исповедника. Таким образом, автору удалось избежать противоречий при компилировании источников, по-разному излагающих историю уничтожения иконы: согласно преподобному Феофану, мученики пострадали в 726 г., согласно Житию Стефана Нового – в 730 г., уже после низложения патриарха Германа I. Подобные расхождения в указаниях источников IX в., а также скудость сведений об иконе до начала иконоборчества ставят под сомнение историчность рассказа об уничтожении этого образа Львом III Исавром. Согласно гипотезе М.Ф. Озепи, речь идёт о легенде, сформировавшейся уже после 787 г. Из текста Мученичества исследователям известно, что между императором Львом III Исавром и патриархом Германом I состоялся спор о поклонении св. иконам. Когда патриарх понял, что император-иконоборец непреклонен в своей позиции, он обратился к пастве с проповедью, призывая к стойкости и долготерпению. Патриарху в ноги бросилась Мария, благочестивая патрикия царского рода, и попросила благословения и наставлений, как «бороться с тираном». После низложения патриарха Германа I император Лев III Исавр распорядился снять образ Спасителя, находившийся на воротах Халка, и предать его огню. Однако Мария, протоспафарий Григорий и остальные мученики, узнав о приказе императора, устремились к воротам, разбили лестницу, которую приставил к воротам спафарий, намеревавшийся исполнить распоряжение, а самого спафария убили. У ворот собралось много горожан, узнавших о случившемся. 19 января император отправил туда 500 меченосцев, которые убили несчётное число людей, среди которых были и монахи и миряне.

 



 
PR-CY.ru