ИСТРИН Василий Михайлович - Страница 2

В 1917–1918 гг. жил с женой в Серпухове, спасаясь от голода в Петрограде. В 1920 г., после смерти Алексея Александровича Шахматова, В.М. Истрин был избран председателем Отделения русского языка и словесности (ОРЯС) Академии наук и оставался на этом посту до закрытия отделения в 1930 г. С 1923 г. также занимал пост товарища председателя Славянской комиссии при ОРЯС. В 1920 гг. объём опубликованных им трудов резко сокращается в связи с административно-организационной работой в академии. В трудных для развития науки условиях, когда советская власть не проявляла заинтересованности в исследовании русских древностей и национальной культуры, часто относилась враждебно к дореволюционной научной школе, В.М. Истрин отстаивал положение учёных, сопротивлялся закрытию отделения русского языка Академии наук СССР, сворачиванию исследовательских программ. После 1930 г. оказался фактически исключён из официального научного сообщества и, по сути, не имел возможности публиковаться в СССР, хотя и сумел подготовить несколько важных работ к изданию за границей, в том числе вышедший в Париже вскоре после его смерти древнерусский перевод «Иудейской войны» Иосифа Флавия. В.М. Истрин исследовал произведения с точки зрения истории литературы, текстологии и лингвистики, был сторонником хронологического подхода к изучению древнерусской литературы, основанного на установлении датировки памятника; анализировал текст памятника, исходя из времени возникновения текста и особенностей дальнейшего бытования памятника на Руси. Он выступал против достаточно распространённого в XIX в. взгляда на древнерусскую литературу как на единое, нерасчленённое общее явление, охватившее период IX–XVII вв., в котором невозможно выработать хронологию и периодизацию из-за недостатка источников. В связи с этим одну из главных задач современного изучения литературы В.М. Истрин видел в определении датировок древнерусских произведений после детального исследования их языка и рукописной традиции. На основе этого должны формироваться представления об этапах литературного процесса, особенностях каждого его периода. Вместе с тем он считал, что общие университетские курсы по отечественной литературе должны концентрироваться на произведениях XIX в., а наследие Древней Руси может быть введением к литературе XIX в.

 



 
PR-CY.ru