ИЛИИ ПРОРОКА МУЖСКОЙ СКИТ - Страница 7

Посетители отмечали «радушие приёма» и «малороссийскую опрятность» обители. Ближайшим помощником настоятеля Паисия был монах Иннокентий, болгарин, с 1848 г. исполнявший должность казначея. В дипломатическом донесении консул К.Н. Леонтьев писал: «Всё хозяйственное бремя скита лежало в течение многих лет на о. Иннокентии; посредством различных усилий, посредством писем в Россию к разным преданным Церкви лицам и т.п. он сумел собрать для скита значительный капитал». К 1860 г. в скиту пророка Илии проживало 128 насельников, в том числе пять иеромонахов, три диакона и 14 певцов. На праздник Преображения Господня 1868 г. Паисий был посвящён в сан архимандрита. По словам очевидца событий, схиархимандрит Паисий не видел достойного преемника себе среди братии, большинство иноков были «весьма простые и усердные к Церкви, но несколько по природе республиканцы или, по крайней мере, либералы». В августе 1871 г., за месяц до кончины, Паисий (ум. 6 сентября 1871 г.) в присутствии своего духовника настоятеля скита Ксилургу иеросхимонаха Никифора составил завещание, в котором назначал кандидатов в настоятели: иеромонахов Израиля Карульского и Гервасия Капсальского. Завещание хранилось в Пантократорском монастыре и было прочтено спустя сорок дней после кончины настоятеля. В это время настоятельской должности добивался насельник скита пророка Илии иеросхимонах Андрей, «человек простой, из дунайских казаков, не красноречивый; с виду не бойкий, но, как оказалось, буйный и способный к интриге». Иеросхимонах Андрей вместе с монахом Серафимом склоняли братию на свою сторону, в частности, требовали надзора за деньгами, хранившимися, согласно завещанию, у казначея Иннокентия. В разрешении спора участвовали проэстосы Пантократора, представители Протата, турецкие власти и российский консул К.Н. Леонтьев, который действовал в соответствии с советами пантелеимоновских старцев Иеронима и Макария (Сушкина) и подробно изложил ход событий в двух дипломатических донесениях с приложениями от 9 и 24 ноября 1871 г., направленных в российское посольство в Константинополе. В итоге Гервасию Капсальскому был вручён настоятельский жезл проэстосами монастыря Пантократор в присутствии российского консула и греческого епископа Каллиника, который по традиции прочитал братии разрешительную молитву. Зачинщики смуты иеросхимонах Андрей и монах Серафим были удалены из скита на покаяние, однако их единомышленники продолжали возмущать братию, вмешиваясь в распоряжения настоятеля. До прибытия на Афон Гервасий подвизался в Киево-Печерской лавре и был духовником Киевского  митрополита Арсения (Москвина). На Афоне он пребывал менее трёх лет, но принял на себя обязанность управления скитом. В октябре 1872 г. Гервасий отказался от должности, сославшись на любовь к безмолвию, в 1884 г. скончался, приняв схиму с именем Гавриил. В 1872 г. настоятелем всё же был избран иеросхимонах Андрей, «неспокойное правление» которого продолжалось до 1879 г. 8 сентября 1879 г. скит пророка Илии возглавил иеромонах Товия, «личность добрая и симпатичная. На тот момент в скиту проживало около 150 насельников. При Товии был заложен новый, более вместительный собор; скит посещали представители царствующего дома и высокопоставленные лица.

 



 
PR-CY.ru