Словарь по христианству И ИЛИИ ПРОРОКА МУЖСКОЙ СКИТ

ИЛИИ ПРОРОКА МУЖСКОЙ СКИТ

ИЛИИ ПРОРОКА МУЖСКОЙ СКИТ расположен близ Кареи, на северо-востоке Святой Горы Афон (полуостровов Афон (Айон-Орос), Греция). Общежительный, управляется дикеем (настоятелем, скитоначальником). Основан в 1757 г. Паисием (Величковским). Согласно Житию преподобного, в 1746 г. он прибыл из скитов Трэистени и Кырнул (Валахия) на Афон, поселился в каливе на земле монастыря Пантократор и принял монашеский постриг. В 1750 г. к преподобному Паисию из Валахии пришёл монах Виссарион, затем другие ученики. Паисий приобрёл у Пантократора келью во имя равноапостольного Константина, получив от монастыря и омологию (обоюдное согласие) на устройство нового скита. Вскоре собралась братия, до 12 человек молдаван и славян. Монашеское правило вычитывалось на славянском и молдавском языках. По неоднократным просьбам братии, а также других «духовников святогорских» Паисий был рукоположён во иерея и «произведён... в духовничество». Вскоре келья стала мала для умножающейся братии, и Паисий купил у монастыря Пантократор ветхую келью во имя Илии пророка и по благословению Константинопольского патриарха Серафима II (1757–1761 гг.), пребывавшего в монастыре на покое, в 1757 г. основал скит Илии пророка. Трудами братии и «Хрестолюбцев подаянием» были построены церковь, трапезная, пекарня, кухня, странноприимница, 16 келий, «и воду привели в скит». Монашеское правило совершалось по чину Святой Горы, а богослужение – на славянском и молдавском языках. Паисий ввёл в обители общежительный устав, сам трудился вместе с братией, занимался рукоделием, днём вырезал ложки для продажи, ночью переводил труды святых отцов с греческого на славянский язык, спал не более трёх часов. Паисия часто посещал патриарх Серафим, а также иноки других монастырей. Полемика с молдавским схимником Афанасием (насельником Кавсокаливийского скита), сначала называвшим Паисия «прелестником» и еретиком, а затем испросившим у него прощение, принесла настоятелю скита Илии пророка известность. Когда число насельников скита возросло до 64 человек, Паисий стал ходатайствовать перед Протатом о приобретении обременённого долгами и мало населённого монастыря Симонопетра. После благословения Протата Паисий переселился туда с половиной братии, а начальником скита оставил архимандрита Варлаама. Но, прожив в Симонопетре три месяца, был вынужден возвратиться в скит Илии пророка, т.к. был не в состоянии оплатить монастырские долги. В 1763 г. Паисий вместе с братией на двух судах покинул Святую Гору. В скиту осталось около 20 человек (в 1766 г. проживал уже 41 человек). В этом же году был получен султанский фирман, освобождавший скит от выплаты хараджа (подушной подати). Спустя некоторое время в скиту Илии пророка поселилась другая братия – из черноморских казаков. Первым после Паисия настоятелем упоминается архимандрит Варлаам. В рукописной книге, хранившейся в церковной ризнице, записаны вклады, сделанные казаками: большое Евангелие в серебряной золочёной оправе с финифтью; малое Евангелие на греческом языке в серебряном окладе с чеканкой; большая серебряная золочёная чаша с дискосом и звездицей, украшенной серебряной сеткой, наподобие вязаной жемчугом; парчовые облачения, шитая золотом с жемчугом и камнями плащаница.

 



 
PR-CY.ru