Словарь по христианству И ИОАХИМ фон Зандрарт Старший

ИОАХИМ фон Зандрарт Старший

ИОАХИМ фон Зандрарт Старший (1606–1688 гг.) – немецкий художник, график и историк искусства, переводчик. Родился в дворянской семье, происходившей из окрестностей города Монс в Геннегау. Его родители были купцами во Франкфурте-на-Майне. В 1653 г. Иоахим получил в Регенсбурге подтверждение своих дворянских прав и фамильного герба в Священной Римской империи. Живописи и графике стал обучаться с 9-летнего возраста сначала в Нюрнберге (в 1615 г.), а затем в Праге (1620–1621 гг., у Эгидия Саделера). В 1625–1629 гг. изучал живопись в Утрехте у Геррита ван Хонтхорста (1590–1656 гг.). В последующие шесть лет вместе со своим учителем путешествовал по Англии и Италии. В Италии много рисовал, в том числе для римского банкира Джустиниани и по заказу папы Урбана VIII (1623–1644 гг.). В первую очередь, это были многочисленные портреты, а также полотна на библейские темы для интерьеров римских церквей. В 1635 г. вернулся во Франкфурт-на-Майне. В 1637–1645 гг. жил и работал в Амстердаме, где был признанным знатоком искусств, торговцем предметами роскоши и художником. В Амстердаме написал для баварского герцога Максимилиана I (1573–1651 гг.) такие полотна, как серию «Двенадцать месяцев» и аллегорию «День и ночь». После смерти своего тестя в 1645 г. унаследовал замок Штокау близ Ингольштадта и переселился в него из Нидерландов. В 1649 г., после окончания Тридцатилетней войны, приехал в Нюрнберг, где рисовал портреты присутствовавших там послов различных европейских держав. Наиболее значимым его произведением там является большая картина «Великий пир мира» («Das große Friedensmahl»), изображающая торжественное пиршество шведского короля Карла X Густава (1622–1660 гг.) с императорскими и шведскими комиссарами в рамках мирного конгресса. В 1653 г. был возведён в дворянство Пфальц-Нойбурга. После того, как в Вене написал портреты императора Священной Римской империи Фердинанда III (1608–1657 гг.), его супруги и эрцгерцога Леопольда, получил также австрийское дворянство. В 1676 г. герцогом Августом Саксен-Вейсенфельским (1614–1680 гг.) был принят в аристократическо-интеллектуальное просветительское «Плодоносное общество», где эмблемой фон Зандрарта была красная ель. В 1670–1673 гг. жил и работал в Аугсбурге, где открыл частную Академию живописи, предшественницу нынешней аугсбургской Высшей школы искусств. В 1675 г. написал полотно «Сон Иакова» для церкви Босоногих в Аугсбурге. Своё главное и наиболее ценное сочинение по истории искусства, «Немецкую академию зодчества, ваяния и живописи» («Teutsche Academie der Edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Künste»), фон Зандрарт издал несколькими частями в период с 1675 по 1679 гг. В этой работе ему помогал нюрнбергский поэт Зигмунд фон Биркен (1626–1681 гг.), перерабатывавший научную часть фон Зандрарта и ожививший это сочинение своими стихами, сделав его одним из шедевров немецкой литературы эпохи барокко. В этой работе, в частности, была впервые опубликована биография художника Маттеаса Грюневальда (1470/1475 – 1528 гг.). Другой крупной научной работой фон Зандрарта был перевод на немецкий язык сочинения поэта Винченцо Картари (1520–1570 гг.) «Иконография богов, или Изображения богов, почитавшихся в Древности» («Iconologia Deorum oder Abbildung der Götter welche von den Alten verehret wurden»). В 1681 г. в Нюрнберге фон Зандрарт занимался реставрационными работами на могиле художника и графика Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.). В 1688 г. был похоронен на том же нюрнбергском кладбище.

 
PR-CY.ru