Словарь по христианству И ИГНАТИЙ II

ИГНАТИЙ II

ИГНАТИЙ II – Антиохийский патриарх (до ноября 1344 г. – до 1359 г.; переехал в Дамаск); по иным данным – с 1342 г. по 1353 г. По происхождению армянин, как полагают исследователи, из армян-халкидонитов. После избрания на патриаршество прибыл для утверждения в Константинополь, где оказался вовлечённым в идейно-политическую борьбу в связи с движением исихазма. Игнатий II примкнул к Константинопольскому патриарху Иоанну XIV Калеке (1334–1347 гг.), противнику святителя Григория Паламы (около 1296 – 1357 гг.). Столичный монастырь Одигон, где пребывали Игнатий II и его приближённый Арсений, митрополит Тирский, стал одним из центров антипаламитской полемики. Подпись Игнатия II заверяет копию постановления Константинопольского синода от 4 ноября 1344 г. с осуждением паламита Исидора Монемвасийского. В конце 1344 г. или в 1345 г., накануне отъезда из Константинополя, Игнатий II составил трактат (не сохранился), обличавший учение исихастов по образцу томоса Иоанна XIV Калеки (известен ответ на него, написанный святителем Григорием на рубеже 1345 и 1346 гг.). Игнатий II оставил своим представителем в Константинополе митрополита Арсения и вернулся на Восток. С победой в 1347 г. в византийской внутриполитической борьбе императора Иоанна VI Кантакузина (1341–1355 гг.) позиции приверженцев исихазма в империи значительно укрепились. Церковный Собор 1351 г. окончательно осудил антипаламитские воззрения. Митрополит Арсений пытался опротестовать соборные решения, апеллируя к императору, а потом покинул Константинополь. Игнатий II сначала принял постановления Собора (около 1352 г.), но впоследствии, видимо, под влиянием митрополита Арсения, снова примкнул к антипаламитам. В августе 1354 г. власти Мамлюкского султаната приняли жёсткие меры против христиан Египта и Сирии. Зиммии изгонялись с государственной службы, им было запрещено ездить верхом на лошадях и мулах, пользоваться общими с мусульманами банями, предписывалось носить определённую одежду, по которой их можно было отличить от мусульман. Однако притеснения продолжались недолго. Во второй половине 1350 гг. Игнатий II был низложен частью антиохийского клира, ориентировавшейся на Константинопольскую церковь и паламитов. Новым патриархом был провозглашён Дамасский митрополит Пахомий I (1359–1368 гг.). Игнатий II перебрался на Кипр под защиту правившей там династии Лузиньянов. На Кипре существовала значительная мелькитская (православная) община эмигрантов из Сиро-Палестинского региона; там же под покровительством католических властей образовался кружок византийских интеллектуалов прокатолической и антипаламитской ориентации. В источниках сохранились упоминания об участии Игнатия II в местной церковной жизни – в празднестве по случаю обретения частицы Честного Креста и в крестном ходе во время нашествия саранчи; эти события относятся к правлению кипрского короля Гуго IV (1324–1359 гг.). Переписка Константинопольского патриарха Каллиста I (1350–1354, 1355–1363 гг.) с антиохийским духовенством в 1360–1361 гг. свидетельствует, что законным Антиохийским патриархом в Византии считали Пахомия I, сторонника исихастов. Игнатий II скончался на Кипре. В летописи Антиохийского патриарха Михаила II (1395–1412 гг.), сохранившейся в пересказе архидиакона Павла Алеппского (около 1627 – 1669 гг.), сообщается, что после смерти Игнатия II Антиохийскую церковь два года возглавлял Пахомий I, а потом – Михаил I (1368 – 1375 гг.). Ж. Насралла установил точное время вступления Михаила I на престол – июнь 1366 г., но без должных оснований отнёс два года правления Пахомия I к 1359–1361 гг. Это противоречит и тексту летописи, и грамоте антиохийского клира Константинопольскому патриарху Филофею Коккину (1354–1355, 1364–1376 гг.), где сообщается о смерти Игнатия II и прекращении раскола в Антиохийской церкви, а Пахомий I фигурирует как единственный действующий патриарх (К.П. Тодт датировал эту грамоту 1364/1365 г.). Сопоставление этих сведений позволяет исследователям отнести кончину Игнатия II к 1364 г., а датировку 1366 г., предложенную Ж. Насраллой и получившую широкое распространение в литературе, считать ошибочной.

 
PR-CY.ru