Словарь по христианству И ИОАКИМ VI ибн Зияде

ИОАКИМ VI ибн Зияде

ИОАКИМ VI ибн Зияде – Антиохийский патриарх в 1593–1604 гг. Уроженец сел. Сисния (на границе современной Сирии и Северного Ливана). С 1575 г. занимал митрополичью кафедру г. Эмеса (Хомс), где в храмах Сорока мучеников и мученика Иулиана сохранились многие рукописи с упоминаниями Иоакима VI в колофонах (известна также икона из церкви мученика Иулиана с ктиторской надписью Иоакима VI от 18 мая 1598 г.). По данным Антиохийского патриарха Макария III аз-Заима (1647–1672 гг.) и других летописцев, Иоаким VI ибн Зияде был возведён на престол после смерти патриарха Иоакима V Дау (1581–1592 гг.) и через год междупатриаршества, т.е. в конце 1593 г. Однако этому противоречит колофон 7101 г. (1 сентября 1592 г. – 31 августа 1593 г.) монаха Михаила, который называл себя учеником Иоакима VI, о посещении г. Амида (ныне Диярбакыр, Юго-Восточная Турция) патриархом Иоакимом VI и митрополитом Баальбека Германом. Местный паша жестоко угнетал христиан, так что ситуация потребовала вмешательства патриарха и достижения договорённостей между пашой и Иоакимом VI. В 1593 г. Ближний Восток посетило русское посольство, которое возглавлял Трифон Коробейников, с царской милостыней восточным патриархам. Весной в Константинополе Коробейников передал находившемуся там Халебскому митрополиту Макарию 910 золотых и два сорока соболей, которые причитались Антиохийскому престолу: 300 золотых – патриарху, 390 – трём митрополитам и шести епископам, 120 – архимандриту Сайднайского монастыря (число архиерейских кафедр, видимо, было сообщено патриархом Иоакимом V Дау во время его пребывания в Москве) и 100 – на раздачу нищим. После посещения Иерусалима Коробейников приехал в Дамаск, где 18 апреля 1594 г. Иоаким VI вручил ему благодарственную грамоту для царя Феодора Иоанновича (1584–1587 гг.). Грамота была скреплена подписями патриарха и 14 архиереев на греческом, арабском и сирийском языках (это один из последних случаев употребления мелькитского каршуни – сирийской письменности в среде православных). Большинство греческих подписей выполнено одной рукой. Таким образом, грамота отражает не количество архиереев, находившихся в Дамаске весной 1594 г., а общее число епархий Антиохийской церкви. В документе фигурируют кафедры Хомса, Латакии, Хамы, Мармариты, Триполи, Бейрута (два последние занимал Анастасий ибн Муджалла, ближайший сподвижник Иоакима V), Аккара, Памфилии, Сайднаи, Баальбека, Эз-Забадани; единственный раз в истории Антиохийской церкви названы епархии Бсиры, Сафиты и Схапитиса (последняя не локализуется). Активной была церковно-административная деятельность Иоакима VI, который провёл множество епископских хиротоний, в том числе Тиро-Сидонского митрополита Игнатия Атыйи (впоследствии Антиохийский патриарх Игнатий III; 1619–1633 гг.). После смерти митрополитов Евхаит (1597 г.) и Халеба (1599 г.) Иоаким VI разделил обезлюдевшую Евхаитскую епархию между престолами Хомса и Хамы, а Халебскую епархию против воли местных христиан передал под управление митрополита Мармариты Симеона. Крупнейшим событием патриаршества Иоакима VI стало основание в сентябре 1602 г. православного монастыря Баламанд близ Триполи. Однако в целом Иоакиму VI плохо удавалось контролировать епархиальных архиереев, которые добивались рукоположения благодаря поддержке влиятельных мирян или османских властей и игнорировали патриаршие повеления. Александрийский патриарх Мелетий I Пигас (1590–1601 гг.) в письме от апреля 1595 г. укорял Иоакима VI за церковные нестроения в Антиохийском патриархате, где епископы незаконно занимали по два или три престола и рукополагали священнослужителей за пределами своей епархии.

 



 
PR-CY.ru