ИОАКИМ IV ибн Джума - Страница 2

Сохранился колофон арабской рукописи, сообщающий о шестимесячном пребывании Иоакима IV в Египте (приблизительно в июне-ноябре 1557 г.), о четырёхмесячной остановке на Синае и о прибытии в Иерусалим в апреле 1558 г. В сентябре 1558 г. из Москвы на Ближний Восток отбыло посольство Новгородского архидиакона Геннадия и купца Василия Позднякова, которое везло милостыню царя Иоанна IV Васильевича Грозного ближневосточным патриархам и монастырям. Между апрелем и ноябрём 1560 г. В. Позняков посетил Дамаск, где встречался с Иоакимом IV  и передал ему царские дары – соболью шубу и «рухляди» на 200 рублей. Эти подарки были весьма скромными: Антиохийский патриархат находился в то время на периферии церковно-политических интересов Московского царства. Иоаким IV передал с русским посольством благодарственную грамоту (единственное известное его сочинение), полную гиперболических славословий Иоанну IV и просьб о новой милостыне (в частности, для Сайднайского монастыря под Дамаском). Позднейшие арабо-католические историки утверждали, что Иоаким IV благосклонно относился к католикам и в 1560 г. запретил своим епископам называть их «еретиками». Тем не менее, исследователям известна рукопись «Книги о еретиках», в которой содержатся сведения о догматических и обрядовых расхождениях между «франками и румами» (католиками и православными); рукопись переписана ближайшим сподвижником Иоакима IV священником Мусой ибн Сааде из сел. Мармарита, копиистом многих манускриптов 1569–1590 гг., пожертвованных им в разные сирийские монастыри. Иоаким IV также переписывал рукописи (сохранился автограф 1566 г.). Известна книга с вкладной записью 1547 г. из церкви свв. Киприана и Иустины диакона Исы, сына патриарха Михаила V (1555–1585 гг.), заверенная Иоакимом IV (о датировке см.: Морозов Д.А. Цифровые системы в арабо-христианских и греческих рукописях IX–XVII вв. // Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: Материалы Международной научной конференции, Москва, 14–16 мая 2008 г.). В 1573/1574 г. под председательством Иоакима IV в Дамаске прошёл Собор, упорядочивший правила бракосочетания христиан и установивший фиксированные размеры выкупа за невесту в зависимости от имущественного положения её семьи. В феврале 1575 г. Иоаким IV подписал определение Константинопольского собора, восстанавливавшее епископскую кафедру на Синае. Он продолжал активное архипастырское служение до последних месяцев жизни, о чём свидетельствует колофон о посещении им дер. Фурзуль в Южной Сирии в сентябре 1575 г.



 
PR-CY.ru