Словарь по христианству И ИОАНН III Полит

ИОАНН III Полит

ИОАНН III Полит – Антиохийский патриарх с 4 октября 996 г. по июнь 1021 г. (по иным данным – Иоанн V, с 995 по 1000 гг.). Уроженец Константинополя, чем, возможно, объясняется его прозвище (от слова «Полис» – одно из названий Константинополя). До возведения на патриаршество был хартофилаксом (хранителем церковных книг и документов) храма Святой Софии. Поставлен на Антиохийскую кафедру после вынужденного отречения патриарха Агапия II (978–996 гг., ум. в сентябре 997 г.). Выбор византийским императором Василием II Болгаробойцей (976–1025 гг.) кандидатуры члена константинопольского клира Иоанна Полита, не связанного с антиохийской региональной элитой, был определён необходимостью укрепления имперской власти на дальней и недостаточно лояльной властям окраине государства. Этим исследователи объясняют и то, что Иоанн III Полит принял поставление не от епископов Антиохийского патриархата, а в Константинополе. Византийский канонист Никон Черногорец (около 1025 – после 1097 гг.) в 31 главе «Тактикона» объяснял поступок Иоанна III Полита тем, что патриарх Агапий II был готов вернуться на патриарший престол, поэтому Иоанн III Полит, не имея опоры в Сирии, принял сан от Константинопольского патриарха, за которым письменно закрепил право поставления Антиохийских патриархов в будущем (эта практика сохранялась, по-видимому, до начала XIII в.). После похода Василия II в Сирию в 999 г. Фатимидский халифат и Византия начали переговоры о мире. Фатимидское посольство во главе с Иерусалимским патриархом Орестом (984–1005 гг.) в 1000 г. проехало через Антиохию, направляясь в Константинополь. На встрече Ореста и Иоанна III Полита было достигнуто соглашение о передаче Антиохийским патриархом Иерусалимской церкви прав на выплаты из Грузии, традиционно производившиеся за получение компонентов святого мира. Относительная политическая стабильность, установившаяся на Ближнем Востоке в первой половине XI в., способствовала активным контактам восточнохристианских церквей. Исследователям известно о напряжённой дискуссии по поводу расхождений в вычислении даты Пасхи 1007 г., которая охватила ближневосточный христианский мир от Армении до Египта. В урегулировании конфликта важную роль сыграл Александрийский патриарх Арсений I (1000–1010 гг.), осуществлявший в это время также управление Иерусалимской церковью (вероятно, между ним и Иоанном III Политом велась переписка по этому вопросу). В отличие от иерусалимских христиан антиохийская паства без возражений приняла дату, за которую выступал Египет. Гонения на христиан халифа аль-Хакима Биамриллаха из династии Фатимидов (996 – 1021 гг.) затронули и епархии Антиохийского патриархата, находившиеся во владениях Фатимидов. В марте 1009 г. по приказу исмаилитского халифа был разрушен православный кафедральный собор в Дамаске. В 1013/1014 г. аль-Хаким разрешил христианам покидать Египет, и массы беженцев переселились в Антиохию и Латакию, на византийские территории с компактным арабо-христианским населением. В патриаршество Иоанна III Полита Антиохия оставалась одним из культурных центров христианского Востока. В окрестностях Антиохии процветало монашеское сообщество Чёрной Горы. Наместник города на рубеже X и XI вв. магистр Никифор Уран писал на греческом языке агиографические сочинения и поэмы (ему приписывается авторство «Тактики Никифора Урана» – огромного по объёму сводного полемологического сочинения). В конце X – начале XI в. переводами святоотеческого наследия и агиографическим творчеством занимался уроженец Антиохии протоспафарий Ибрахим ибн Юханна (около 950 г. – первая треть XI в.). В 1014/1015 г. в Сирию из Египта переселился крупнейший арабо-христианский историк Яхья Антиохийский (около 980 – 1066 гг.), в сочинении которого содержится основная информация об Иоанне III Полите. Важной вехой в развитии арабо-христианского богословия было составление диаконом Абдаллахом ибн аль-Фадлом Антиохийским в середине XI в. первой полной арабской редакции Библии. Несмотря на то, что мелькитская культура с середины Х в. вновь стала испытывать сильное греческое влияние, она не теряла своей восточной самобытности, поддерживала тесные связи с остальным арабским миром. Иерусалим и Александрия были для антиохийских мелькитов Х–XI вв. в культурном и духовном плане ближе, чем Константинополь и тем более Рим. Иоанн III Полит важнейшим событием своего патриаршества считал восстановление в Антиохии кафедрального собора апостола Петра, который, видимо, оставался в аварийном состоянии со времени убийства патриарха Христофора I (960–967 гг.) и разграбления мусульманами в 967 г. Согласно воле императора, храм был отстроен по образцу Святой Софии Константинопольской. Иоанн III Полит – автор «Ответов о крещении», составленных, вероятно, в бытность его хартофилаксом и адресованных Эфесскому митрополиту Феодору. Он также предположительно считается адресатом ряда писем синкелла Льва, митрополита Синадского и Филета Синадина, судьи из Тарса. Сохранились три печати, возможно, принадлежавшие Иоанну III Политу. Одним из известных его учеников был Киевский митрополит Михаил (988–991 гг.). Умер патриарх в июле 1021 г.

 
PR-CY.ru