Словарь по христианству И ИОАНН I

ИОАНН I

ИОАНН I – Антиохийский архиепископ в 428–441/442 гг. (по иным данным – с 418 по 427 гг.). Принимал активное участие в конфликте между Александрийским патриархом Кириллом Великим (412–444 гг.) и Константинопольским патриархом Несторием (428–431 гг.). Известен также своим участием в Эфессском соборе, где вначале поддерживал линию Нестория, а после перешёл на сторону Кирилла Александрийского и Прокла Константинопольского (434–446 гг.). Вёл с ними переписку, в которой советовался, как бороться с остатками несторианства во вверенной ему епархии. Будучи давним другом Нестория, Иоанн I сначала принял его сторону, подверг суровой критике «анафематизмы» Кирилла Александрийского и признал их отчасти еретическими. Противостояние между патриархами достигло своего апогея в 431 г. на третьем Вселенском соборе в Эфесе. Собор начинался под председательством Александрийского патриарха Кирилла Великого в отсутствие Иоанна I, который задержался по уважительной причине: голод в Антиохии, возбуждённое состояние народа, вызывавшее опасение бунта, а также испорченная дождями дорога. Иоанн I в письме просил Кирилла подождать 5–6 дней, но податель письма прибавил от себя: «Если я ещё умедлю, то приступайте к делу». Кирилл понял это как пожелание Иоанна – не присутствовать при осуждении Нестория. Когда Иоанн прибыл в Эфес, Собор уже вынес приговор Несторию и отлучил его от церкви. Недовольный этим решением, принятом в нарушение канонов, Иоанн I Антиохийский созвал Собор из восточных епископов, прибывших вместе с ним, который постановил (без всяких канонических формальностей) лишить Кирилла Александрийского патриаршего сана и отлучить от церкви (впредь до раскаяния) священников, участвовавших в Соборе под его председательством. По мнению церковных историков, вся эта история сложилась так, что в беспристрастии отказывали стороне Иоанна Антиохийского. Одни считали, что прежде и после прихода Иоанна православные епископы уверяли, что он намеренно откладывал прибытие, чтобы не принимать участия в неизбежном осуждении Нестория. Но с другой стороны, обвиняли в том, что он намеренно опоздал, чтобы, прикидываясь другом Нестория, дать его врагам возможность осудить его и пропустить срок его защиты. Другие объясняют его замедление тем, что он хотел дать срок низложить Нестория, затем, привязавшись к некоторым неправильностям его низложения, низвергнуть Кирилла и, пользуясь этой общей смутой в церкви, добиться чести председательствовать на Вселенском соборе. С другой стороны, они говорят, что столь преступное честолюбие не имеет для себя другого основания, «кроме как помрачённое сознание» тех, которые приписывают его Иоанну, не имея возможности опереться на мнения других. Так или иначе, но и на основании фактов, и на основании простых соображений Иоанн не мог сделать Несторию большей любезности, как явиться вовремя. Историки, с одной стороны, признают, что и «Собор немного поторопился», и извинение Иоанна «не было надлежащим». С другой стороны, считают, что если бы Иоанн прибыл до осуждения Нестория, он бы поднял шум из-за анафематизмов Кирилла, поэтому Александрийский патриарх предпочёл поспешить, «чтобы избежать того, что могло произойти, чем подвергаться прискорбной случайности для него и для церкви».

 



 
PR-CY.ru