ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ - Страница 9

Христология пронизывает большинство текстов посланий Игнатия Богоносца: «Христос – Сын Человеческий и Сын Божий»; «Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Девой Марией из семени Давидова, но от Духа Святого»; «Один врач, телесный и духовный, рождённый и нерождённый, Бог явленный во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Иисус Христос – Господь наш». Христос для него – единственный Спаситель, вера в Него как в Спасителя и Искупителя подаёт спасение, столь же реальное, сколь реальны Тело Христово и Кровь Его, которая есть «Кровь Божия»: «Хлеба Божия желаю, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия. И пития Божия желаю, – крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная». Христология и сотериология Игнатия Богоносца тесно связаны с экклезиологией, с переживанием церкви как Тела Христова и Собора Божьего через участие в её Евхаристии как телесной и духовной общности соединения всех со Христом и во Христе с Богом: «Приветствую богодостойного епископа вашего и благолепное пресвитерство, и сорабов моих – диаконов, и всех – каждого порознь и вместе – именем Иисуса Христа, Его плотью и кровью, страданием и воскресением, как телесным, так и духовным единением между Богом и вами»; «Прославляю Церкви, и молюсь, чтобы в них было единение по плоти и духу во Иисусе Христе, вечной нашей жизни»; «Старайтесь иметь только одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами». Согласно Игнатию Богоносцу, евхаристия является сущностью церкви и нашего спасения, ибо она есть полнота соединения людей с Богом во Христе «телесно и духовно», и тем самым единства людей между собой: «Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по Своей Благости». В Церкви, в Евхаристии, христиане становятся «членами Христовыми», ибо «(Иисус Христос) призывает к Себе нас, как членов Своих. Голова не может родиться отдельно без членов; и Бог обещает нам единение (Главы и членов), которое есть Он Сам», т.е. Христос. Евхаристия не просто одно из таинств, но тайна самой церкви, тайна спасения, вечной жизни и бессмертия. Когда с епископом, со священством и с верными преломляется и подаётся в причастии «один Хлеб», тогда он – «врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе». Поэтому всем верным как членам Церкви (членам Христовым) необходимо «чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе (т.е. на церковное литургическое собрание), то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела». Такое евхаристическое (литургическое) богословие Игнатия Богоносца охватывает христианскую жизнь в целом, в том числе её нравственность. Поскольку христиане имеют и всегда проявляют «единонравие Божие», т.е. «богоподобный нрав», что означает не только нравственную жизнь христианина в уподоблении Божьим добродетелям, но и проявление общности, единства во Христе в церкви как в единстве всех в Боге и с Богом, т.е. единство во Христе со Святой Троицей.

 



 
PR-CY.ru