ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ - Страница 8

Троический контекст присутствует также в приветствиях в начале каждого послания. От Бога Отца и Предвечной Святой Троицы происходит «домостроительство Божие», домостроительство воплощения и спасения, которые со Христом и во Христе открылись и осуществились, и это, согласно Игнатию Богоносцу, абсолютная новость во всех мирах и веках: «Бог явился по-человечески для обновления жизни вечной; получало начало (осуществление) то, что было приготовлено у Бога. С этого времени всё было в колебании, так как дело шло о разрушении смерти». «В другом послании, которое намерен написать вам, раскрою только что начатое мною домостроительство (Божие) относительно нового человека, Иисуса Христа, по вере в Него и по любви к Нему, чрез Его страдание и воскресение». К этому домостроительству Божьему относится и весь Ветхий Завет. Отношение Игнатия Богоносца к Ветхому Завету христологично и христоцентрично (как у апостола Павла): «Не в иудейство уверовало христианство, напротив, иудейство – в христианство, в котором соединились все языки (народы), уверовавшие в Бога». Точно так же не Христос – ученик пророков, но пророки – ученики Его по духу, ожидавшие Его. «Божественнейшие пророки жили о Христе Иисусе», и все, жившие в ветхозаветную эпоху («в древнем порядке дел»), приближались «к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью дня Господня (т.е. Воскресения), в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его». Это не значит, что новозаветная церковь не почитает Ветхий Завет и пророков. Напротив: «Будем любить также и пророков, ибо и они возвещали то, что относится к Евангелию, на Христа уповали и Его ожидали и спаслись верой в Него». Но, когда иудаисты ссылались на книги Ветхого Завета как на якобы древние писания, которыми «ещё надо доказать» Христа, Игнатий Богоносец недвусмысленно и с новозаветным превосходством заявлял: «Для меня древнее – Иисус Христос, непреложное древнее – Крест Его, Его смерть и воскресение, и вера Его». В продолжение того же послания Игнатий Богоносец показывает превосходство новозаветного священства над ветхозаветным, т.е. преимущество Христа, Который «есть дверь к Отцу, которой входят Авраам, Исаак и Иаков, пророки и апостолы и Церковь»; подчёркивает непревзойдённое значение Евангелия: «Но Евангелие имеет в себе нечто превосходнейшее: пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Его страдание и воскресение. Ибо возлюбленные пророки только указывали на Него, а Евангелие есть совершение нетления». Хорошо зная Новый Завет, Игнатий Богоносец редко цитирует его дословно, но, как правило, на память, из живого устного (или личного) предания, носителями которого были апостолы и их непосредственные ученики. Игнатий Богоносец был одним из них, и поэтому он сам являлся живым новозаветным Преданием церкви. Поскольку церковь как живое Тело Христово и есть само новозаветное Евангелие и Предание, Игнатий Богоносец советует христианам: «Будем прибегать к Евангелию, как к плоти Иисуса, и к апостолам, как к пресвитерству (священству) Церкви». Из этого пережитого в церкви Евангелия, из продолжающегося только в церкви новозаветного Предания Игнатий Богоносец часто заимствует отдельные христологические высказывания, как и некоторые поэтические выражения из литургической практики ранней церкви.

 



 
PR-CY.ru