ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ - Страница 6

С Востока поднялась гроза ересей, поэтому там раньше обнаружилась потребность в монархической власти епископа. В посланиях Игнатия Богоносца епископат – учреждение молодое. Он нуждается в защите, ещё нигде не опирается на предание и преемство, его авторитет покоится на отражении им небесного порядка вещей. В целом послания построены по модели, характерной для эллинистической эпистолографии. Исследователи допускают, что Игнатий Богоносец подражал апостолу Павлу (скорее всего, его Первому посланию к Коринфянам), что особенно проявляется в надписаниях посланий. Отличительными чертами посланий Игнатия Богоносца признаются: использование формулы «умоляю», вероисповедных формул, возможно, цитат из раннехристианских гимнов. В целом его стиль часто характеризуют как «азианизм» (в этом он близок к стилю Четвёртой книги Маккавейской и древних мученических актов). Выявление в творениях Игнатия Богоносца новозаветных цитат и аллюзий имеет большое значение для решения вопроса о развитии канона Нового Завета и для новозаветной текстологии. У него встречаются всего две прямые цитаты из Священного Писания, которые вводятся особой формулой «ибо написано», но они из Ветхого Завета (Притч 3:34; 18:17). Решение вопроса для исследователей осложняется ещё и тем, что послания (по крайней мере, подлинные) были написаны им по пути на мученичество, так что, вероятнее всего, Игнатий Богоносец не имел доступа к большей части текстов Священного Писания и был вынужден опираться на память. Первое научное исследование вопроса было проведено У.Р. Инге, который придерживался максималистской позиции и малейшее сходство считал признаком знакомства Игнатия Богоносца с той или иной книгой Нового Завета. Поэтому ему удалось выявить у него несколько десятков цитат из большей части Посланий апостола Павла и Евангелия от Иоанна. Более строгие критерии для выявления новозаветных цитат (прежде всего, евангельских) были предложены Х. Кёстером (в частности, критерий присутствия так называемого редакторского материала). По его мнению, в большинстве случаев Игнатий Богоносец опирался на предание, а не на новозаветные тексты. Однако другие исследователи уверены, что в творениях Игнатия Богоносца можно найти целый ряд аллюзий на Евангелие от Матфея и скрытых цитат. Тем не менее, явная цитата всего одна, а прочие места относятся к категории более или менее отдалённых аллюзий. Кроме того, не исключено, что Игнатию Богоносцу могла быть известна иная редакция Евангелия от Матфея. В связи с существованием предания о его знакомстве с апостолом Иоанном Богословом, в науке отдельно рассматривается проблема соотношения посланий Игнатия Богоносца с произведениями Иоанна. Отправной точкой для дискуссии стала работа И. фон дер Гольца, который пришёл к выводу о литературной независимости творений Игнатия Богоносца от творений Иоанна, но попытался доказать, что они оба принадлежали к малоазийской традиции, чем объясняется сходство их богословского учения. Однако, несмотря на обилие исследований, большинство учёных приходят к выводу, что, даже если предположить личное знакомство Игнатия Богоносца с апостолом Иоанном, корпус Иоанна ему не был известен (за исключением, возможно, Первого послания Иоанна).

 



 
PR-CY.ru