Словарь по христианству И ИОАНН III

ИОАНН III

ИОАНН III –  Иерусалимский патриарх с 1 сентября 516 г. по 20 апреля 524 г. Основным источником сведений о его патриаршестве является «Житие преподобного Саввы Освященного», написанное Кириллом Скифопольским в середине VI в. Согласно ему, Иоанн III занимал кафедру семь лет и девять месяцев. В хронике Константинопольского патриарха Никифора I (806–815 гг.) ошибочно указано, что Иоанн III был патриархом одиннадцать лет. Отец Иоанна Маркиан был поставлен патриархом Илиёй I (494–516 гг.) пресвитером храма Гроба Господня в Иерусалиме, а спустя некоторое время – епископом г. Севастия. Брат Иоанна Антоний был рукоположён патриархом Илиёй во епископа Аскалонского. Сам Иоанн к моменту возведения на Иерусалимскую кафедру был диаконом храма Гроба Господня и ставрофилаксом (хранителем Животворящего Древа Святого Креста). На патриарший престол он был возведён после того, как дукс Палестины Олимпий по приказу византийского императора Анастасия I Дикора (491–518 гг.) низложил патриарха Илию за противодействие росту монофизитства на Востоке и отправил в ссылку в Айлу. Иоанн III был вынужден обещать Олимпию, что вступит в общение с лидером монофизитов Антиохийским патриархом Севиром (512–518 гг.) и примет антихалкидонские постановления Тирского собора 513 г. Преподобный Савва Освященный, узнав об этом, убедил его не выполнять обещания, посулив ему поддержку монахов. Олимпий не смог справиться с ситуацией, за что был смещён с должности. Его сменил дукс Анастасий, который арестовал Иоанна и заточил в общественную тюрьму до тех пор, пока тот не будет готов исполнить обещание. По совету некоего знатного жителя (ипатика) Кесарии Палестинской Захарии Иоанн III принял условия, предложенные дуксом Анастасием, зная, что монахи, находившиеся в Иерусалиме, не позволят ему выполнить их и защитят от насилия властей. Иоанн III объявил, что готов публично признать Севира Антиохийским патриархом и осудить Халкидонский собор в ближайшее воскресенье (когда в Иерусалиме можно было ожидать большего скопления монахов). Дукс Анастасий согласился, однако в ближайшее воскресенье в церкви мученика Стефана верующие выступили в защиту Халкидонского собора. Когда Иоанн III вместе с преподобными Саввой и Феодосием Великим поднялся на амвон, собравшиеся потребовали от Иоанна III анафематствовать еретиков и признать вероучение Халкидонского собора. Патриарх торжественно произнёс анафему на Нестория, Евтихия, Сотериха и Севира и подтвердил незыблемость вероучения Халкидонского собора. Преподобный Феодосий анафематствовал всех, кто не признал Халкидонский собор. Дукс Анастасий был напуган выступлением агрессивно настроенного против него народа. Не решаясь предпринять какие-либо меры, он срочно покинул Иерусалим и уехал в Кесарию. Племянник императора Анастасия I Ипатий, находившийся в это время в Иерусалиме, заявил, что прибыл на поклонение Гробу Господню и не имеет никаких официальных поручений по церковным вопросам. Император был разгневан и хотел немедленно отправить в изгнание зачинщиков этих событий Иоанна, Савву и Феодосия. Однако Савва в качестве предупредительной меры направил в Константинополь делегацию монахов с посланием, где излагал исповедание веры палестинских монахов, обличал Севира и просил императора даровать мир Палестинской церкви. Во время пребывания в Константинополе (511–512 гг.) он был с честью принят императором и сделал всё, что мог, чтобы тот благосклонно отнёсся к патриарху Илии. Савва надеялся смягчить царский гнев и в отношении Иоанна III (ответ Анастасия сохранился в «Житии преподобного Феодосия Великого»). Император сказал, что с уважением относится к палестинским монахам, в том числе и к Феодосию, испрашивал его молитв, но вместе с тем обличал тех монахов, которые присваивают себе право решать, какая вера является православной, а какая нет. Обращение монахов, а также другие политические и церковные проблемы побудили императора Анастасия I оставить это дело без последствий.

 



 
PR-CY.ru