ИАКОВ Алфеев

ИАКОВ Алфеев – один из 12 апостолов; память 9 октября и 30 июня в Соборе 12 апостолов; память в Византийской церкви 9 ноября; память в Западной церкви 1 и 11 мая. В традиции, отождествляющей его с Иаковом, братом Господним, он называется Иаковом Младшим. В Новом Завете упоминается во всех списках 12 апостолов, причём всегда на девятом месте (Мф. 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:15; Деян. 1:13). Кирилл Александрийский называет родиной Иакова Алфеева Капернаум. Судя по тому, что в Евангелии от Марка (2:14) Матфей-мытарь называется Левием Алфеевым, исследователи предполагают, что он был братом Иакова Алфеева, а поскольку о призвании Иакова Алфеева в Евангелиях ничего не сообщается, то они считают вполне вероятным, что к Иисусу Христу его привёл Матфей. «Деяния Апостолов» (1:13) сообщают об участии Иакова Алфеева вместе с другими апостолами в праздновании Пятидесятницы. Уже с самого раннего времени в церковной письменности делаются попытки отождествить Иакова Алфеева с другими апостолами, носящими имя Иаков. Так, Иоанн Златоуст (около 347 – 407 гг.) считал Иакова Заведеева и Иакова Алфеева одним лицом. Иногда его отождествляли c Фаддеем и Левием; может быть, именно поэтому Феодорит Кирский (386/393 – 457 гг.) называл Иакова Алфеева мытарем. Однако наиболее частым, а для западной традиции (за исключением Иеронима) общепринятым стало отождествление Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, который хотя и не упоминался в списках апостолов Нового Завета, но играл важную роль в апостольской общине. На Востоке (вопреки Р. Плотино) это мнение разделяли немногие. По мнению исследователей, оно впервые встречается в «Очерках» Климента Александрийского, который говорит лишь о двух Иаковах: Праведном и другом, усечённом мечом. Большинство греческих церковных писателей, упоминавших Иакова Алфеева, умалчивали о его тождестве с другими одноимёнными апостолами. Предположение Р. Плотино и о первоначальном тождестве Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, и об их разделении только с III в. исследователи считают совершенно безосновательным. Сведения о дальнейшей судьбе Иакова Алфеева в церковной письменности крайне скудные. Греческое анонимное «Мученичество Иакова Алфеева» остаётся неизданным, но исследователи считают, судя по его размеру – в рукописях (два листа), – оно содержит самые краткие сведения об апостоле. Византийский философ конца IX – начала X вв. Никита Давид Пафлагон в своём энкомии (хвалебной песне, исполняемой во время праздничного шествия) Иакова Алфеева сообщает о его проповеди и столкновениях с язычниками в палестинских городах Элевтерополе, Газе и Тире и смерти на кресте в египетском Острацине.

 



 
PR-CY.ru