ИУСТ

ИУСТ (Иосиф Варсав(в)а) – апостол из числе 70; память 30 октября и 4 января (в Соборе 70 апостолов); память в Византийской  церкви 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 октября; память в Западной церкви – 20 июля. Варсава (сын Савы) – два лица, упоминаемые в книге «Деяний Апостолов»: 1) Иосиф Варсава, прозванный Иустом, т.е. Праведным. Был в числе двух лиц, предложенных, для определения, по жребию, в апостолы, вместо Иуды Искариота, причём жребий пал на Матфия. 2) Иуда, прозываемый Варнавой, был послан от Апостольского собора (Деян. 15:22 ,27,32–34), вместе с Силой, сопровождать Павла и Варнаву из Иерусалима в Антиохию для доставления верующим соборного определения, касающегося обрезания и других постановлений обрядового закона Моисеева, для язычников: он называется одним из начальствующих между братьями Иерусалимской церкви (Деян. 15:22), и обладал силою слова и пророческим даром. Оба они (Варсава и Матфий) были вместе с апостолами во время проповеди Спасителя от крещения до вознесения и являлись свидетелями воскресения Христова (Деян. 1:21–22). Жребий быть сопричтённым 11 апостолам выпал Матфию. По свидетельству Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.), Иуст принадлежал к числу 70 апостолов; по преданию, был епископом и мученически скончался в Елевферополе, в Иудее (Деян.1:23). Память его 30 октября. По словам Иоанна Златоуста (около 347 – 407 гг.), этот апостол именовался Иосифом Варсавой и Иустом или во избежание путаницы с другими Иосифами, или «из-за изменения образа жизни, а, может, по его собственному желанию». Некоторые библеисты, исходя из наблюдения, что в римский период иудеи старались выбирать латинское имя, созвучное своему еврейскому имени, предположили, что апостол использовал имя Иуст вместо Иосиф в латиноязычной среде. По мнению Чарльза Барретта (род. в 1917 г.), Иосиф Варсава носил имя Иуст как римский гражданин. Большинство исследователей считают, что Варсава – патроним, т.е. Иуст был сыном некоего Саввы. Многие комментаторы предполагают, что Иуст был братом апостола Иуды Варсавы. Кроме того, высказывались мнения, что это не патроним, а прозвище, которое означает «сын субботы» (т.е. «рождённый в субботу»), «сын клятвы», «сын обращения» или «сын безмолвия». Греческий кодекс Безы (V в.) называет Иуста Иосией вместо Иосифа и Варнавой вместо Варсавы. Джозеф Фицмайер (род. в 1920 г.) связывает замену имени Варсава на Варнаву с тем, что переписчик попытался унифицировать текст, приняв Иуста за одно лицо с апостолом Иосифом (Иосией) Варнавой. В старолатинском переводе Нового Завета и в Вульгате также фигурирует искажённая форма имени Варнава. В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского содержится фрагмент сочинения одного из апостольских мужей Папия Иерапольского (около 70 – 155/165 гг.), который, в свою очередь, опирается на рассказ дочерей апостола Филиппа «о чуде с Иустом, по прозвищу Варcава: он выпил смертельный яд и по милости Господней не потерпел никакого вреда. Этого Иуста после вознесения Господня апостолы поставили вместе с Матфием и молились, чтобы жребий выпал на того, кем вместо предателя Иуды они пополнили бы своё число». Некоторые исследователи указывают на совпадение имени Иуста и упоминаемого в латинских «Деяниях апостола Павла» (II в.) Варнавы Иуста Плоскостопного (Варсавы Иуста – в греческой версии). Однако маловероятно существование какой-либо связи между этими персонажами, поскольку заточённый в темницу за исповедание христианской веры Варнава (Варсава) Иуст был приближённым императора Нерона. В XVI в. богослов Йосс ван Клихтов высказал мнение, что Иуст является одним лицом с Иосией (Иосифом), сыном праведного Иосифа Обручника (Мф. 13:55; Мк. 6:3), ссылаясь на то, что прозвище «Праведный» носил и старший брат Иосии – Иаков, брат Господень. Другим аргументом сторонников этой гипотезы является наименование Иосии Иустом в одной из версий апокрифической «Книги Иосифа плотника» (между IV и VII вв.). Несмотря на то, что против их отождествления выступили болландисты, эта гипотеза получила широкое распространение в XIX в. Кроме того, одним лицом с Иосией и Иустом был признан Иосиф/Иосия (Мф. 27:56; Мк. 15:47), сын Марии, присутствовавшей при распятии.

 



 
PR-CY.ru