Словарь по христианству И ИОАКИМ II

ИОАКИМ II

ИОАКИМ II – Александрийский патриарх (около 1666 г. – апрель 1668 г.). До патриаршества был епископом Коса, в 1638 г. участвовал в Константинопольском соборе. Возведение Иоакима на Александрийский престол связано с поездкой в Россию предыдущего Александрийского патриарха Паисия (1657–1665, 1668–1677 гг.) и с его участием в судебном процессе над московским патриархом Никоном (1652–1666 гг.). Планы русского царя Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) организовать суд над Никоном были негативно восприняты многими иерархами православного Востока. Несмотря на настойчивые приглашения из Москвы в 1662–1665 гг., Константинопольский и Иерусалимский патриархи уклонялись от участия в рассмотрении дела Никона. Однако патриарх Паисий, рассчитывая получить богатую милостыню, принял предложение царского посланника Мелетия Грека приехать в Москву. Предположительно в мае 1665 г. Паисий покинул Египет и вместе с Мелетием направился в Россию через Кавказ, где они встретились с Антиохийским патриархом Макарием III аз-Заимом (1647–1672 гг.), собиравшим милостыню в Грузии. После долгих колебаний Макарий III принял решение присоединиться к Мелетию и Паисию. Патриархи провели зиму на Кавказе, а весной 1666 г. из Дербента морем прибыли в Астрахань и к концу осени 1666 г. доехали до Москвы. В начале декабря прошли соборные заседания по делу патриарха Никона; он был низложен и отправлен в ссылку. Уже во время работы Собора до Москвы дошли сведения, что Константинопольский патриарх Парфений IV (1657–1662, 1665–1667, 1671, 1675–1676 гг.) и Иерусалимский патриарх Нектарий Критянин (1661–1669 гг.) резко осудили участие Паисия и Макария в судебном процессе. Парфений IV низложил обоих патриархов за самовольное оставление кафедр и возвёл на Александрийский престол Иоакима II (место Антиохийского патриарха осталось вакантным, т.к. фанариоты понимали, что не в состоянии навязать своего ставленника христианам Сирии). В литературе в качестве даты поставления Иоакима II встречается 1665 год, однако эту датировку исследователи считают ошибочной. О поездке в Москву Макария Антиохийского в Константинополе могли узнать не раньше весны 1666 г. Решение о низложении обоих патриархов было принято одновременно, скорее всего, весной–летом 1666 г., а в конце года о нём узнали в Москве. Русское правительство было крайне заинтересовано в реабилитации Паисия и Макария, т.к. только в этом случае деяния Московского собора 1666 г. выглядели легитимными. Уже в декабре 1666 г. началась подготовка посольства в Константинополь, были составлены грамоты к султану Мехмеду IV (1648–1687 гг.) и патриарху Парфению IV. Посольство И. Вахрамеева и А. Нестерова выехало из Москвы в июле 1667 г. Задачи русских дипломатов облегчались тем, что 13 ноября 1667 г. патриарх Парфений IV был низложен османскими властями, на патриаршую кафедру позднее был возведён Мефодий III (1668–1671 гг.). В начале 1668 г. вопрос о реабилитации опальных патриархов обсуждался московскими посланниками в Адрианополе с высшими должностными лицами Османской империи. 15 апреля султан «ради дружбы» с русским царём согласился санкционировать восстановление низложенных патриархов на их кафедрах и соответственно удаление Иоакима II.  22 апреля 1668 г. Мехмед IV издал распоряжение египетскому паше об обеспечении передачи управления Александрийской церковью наместнику Паисия архидиакону Никифору. Исследователям известна и другая грамота султана, которая освобождала Паисия от всяких выплат по долговым обязательствам Иоакима II, а самого Иоакима II предписывала отправить в ссылку. Русские посланники сообщали в Москву, что реабилитация низложенных патриархов не встретила поддержки у константинопольского клира, сочувствовавшего патриарху Никону. Некоторые греческие церковные и политические деятели, в частности великий драгоман Панагиоти и будущий Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара (1669–1707 гг.), резко критиковали решение Парфения IV о возведении на Александрийский престол Иоакима II как превышение полномочий и недопустимое вмешательство в дела другой поместной церкви. Патриарх Парфений IV в грамоте русскому царю от 15 мая 1668 г. оправдывал свой шаг давлением османских властей. Стремясь закрепить свой дипломатический успех, русское правительство обратилось и к низложенному Иоакиму II (июнь 1668), и к Константинопольскому патриарху Мефодию III (11 августа 1668 г.) с грамотами, в которых ещё раз изложило свою позицию. Иоакима II призывали добровольно уступить кафедру Паисию и предлагали ему приехать в Россию за милостыней для уплаты своих долгов. О дальнейшей судьбе Иоакима II сведений нет.

 
PR-CY.ru