Словарь по христианству И ИОАНН III Никиот

ИОАНН III Никиот

ИОАНН III Никиот – Александрийский патриарх и папа (около 505/506 г. – 22 мая 516 г., противник Халкидонского собора. В православной церкви он именуется Иоанном III, а в коптской церкви, которая не признала Иоанна I Талайю (июнь – декабрь 482 г.) – Иоанном II. Святой коптской церкви; память 27 пашонса (22 мая). Был монахом, который жил уединённой жизнью в пустыне, пока не был избран папой и патриархом Александрийским 29 мая 505 г. Основные сведения об Иоанне Никиоте и о его патриаршестве содержатся в нескольких средневековых византийских и ближневосточных хрониках (исследователи говорят, что достоверность многих сообщений хронистов не поддаётся проверке). Византийские хронисты патриарх Никифор Константинопольский (806–815 гг.) и Феофан Исповедник (около 760 – 818 гг.) считают, что предстоятельство Иоанна Никиота длилось 11 неполных лет (506–516 гг.). В хронике Александрийского патриарха Евтихия II (933–940 гг.) приводятся те же датировки. В «Истории Александрийских патриархов» Севира ибн аль-Мукаффы (X в.) указано, что Иоанн Никиот занимал престол 11 лет между 503 и 515 гг. Латинский хронист Виктор Туннунский (середина VI в.) путает Иоанна Никиота с Иоанном Имулой и определяет время его патриаршества 495–517 гг., что исследователи считают явно ошибочным. Прозвище «Никиот» по городку Никиу в дельте Нила известно только по упоминаниям у греческих и латинских авторов (в искажённом виде «Machiota» – у Либерата Карфагенского и «Niceta» – у Виктора Туннунского); возможно, оно указывает на место рождения патриарха. В традиции коптской церкви распространено прозвище «Затворник». Иоанн Никиот был родственником своего предшественника Иоанна III Имулы (так же, как тот, до патриаршества Иоанн Никиот был монахом и подвизался в монастыре Энатон). Севир ибн аль-Мукаффа посвятил Иоанну Никиоту небольшую главу, в которой охарактеризовал его патриаршество как мирное и упомянул о его связях с Севиром Антиохийским (512–518 гг.). По сообщению Либерата Карфагенского (VI в.), Иоанн Никиот после вступления на престол принял «Энотикон» под давлением императора Анастасия I Дикора (491–518 гг.), но с оговоркой, что этот документ недостаточен для определения истинной веры. Кроме того, Иоанн Никиот открыто отвергал постановления Халкидонского собора, что привело к разрыву Александрийской церкви с остальными Восточными церквами, где в то время патриархи Македоний Константинопольский (495/496 – 511 гг.), Флавиан II Антиохийский (498–512 гг.) и Илия I Иерусалимский (494–516 гг.) принимали «Энотикон» и придерживались его прохалкидонского толкования. Императору не удалось заставить Иоанна Никиота вступить в общение с Константинопольской церковью. При этом он сам пытался повлиять на императора, предлагая ему крупную денежную сумму, если тот согласится издать эдикт, в котором Халкидонский собор будет предан анафеме (сведения об этом содержатся в хронике Феофана Исповедника, их достоверность исследователями не установлена). Император Анастасий пытался принудить Константинопольского патриарха Македония вступить в общение с Иоанном Никиотом, однако тот отказался, из-за того что Иоанн Никиот открыто анафематствовал Халкидонский собор.

 



 
PR-CY.ru