ИОАНН I Талайя - Страница 5

Папа не признавал Петра III Монга, но и не настаивал на возвращении на престол Иоанна I Талайи. Однако прибытие Иоанна Талайи в Рим (в конце апреля – в мае 483 г.) и получение от него папой «Петиции против Акакия», написанной им, видимо, в Антиохии, изменили точку зрения Симплиция. Текст петиции не сохранился, но о её содержании известно из последующих двух папских посланий Акакию и Зинону, к которым она прилагалась, а также из «Краткой истории евтихиан»: Иоанн Талайя обвиняет Акакия в общении с еретиками и грубом попрании канонов церкви. Иоанн Талайя был принят папой благосклонно и сумел создать себе репутацию нового Афанасия Великого, гонимого еретиками. Рим официально признал его единственным законным Александрийским патриархом. В послании к Акакию папа Феликс III требует, чтобы патриарх явился в Рим или прислал уполномоченного с отчётом о своих действиях. На папское послание ответил только император Зинон, который вновь обвинил Иоанна Талайю в клятвопреступлении и провоцировании беспорядков в церкви. Патриарх Акакий не счёл нужным отвечать на унизительные требования Рима. Евагрий Схоластик пишет, что Иоанн Талайя склонял Феликса III к принятию как можно более жёстких мер в отношении Акакия и к разрыву с ним. 28 июля 483 г. на Соборе в Риме было принято решение об осуждении Акакия и Петра III Монга и об их низложении, что послужило поводом к началу «акакианской схизмы» между Римом и Восточными церквами (484–519 гг.). Имя Иоанна Талайи не значится среди участников этого Собора, а также среди участников Собора в марте 485 г., подтвердившего решения предыдущего. После разрыва отношений между Римом и Константинополем Иоанн Талайя потерял надежду на возвращение в Александрию, где патриарший престол оставался во власти монофизитов. Он жил в Италии, где, по сообщению Либерата, папа Феликс III предоставил ему кафедру г. Нола. На основании списков епископов Нолы, Иоанн Талайя управлял кафедрой между правлениями Феодосия (ум. в декабре 490 г.) и Серена, который присутствовал на Соборе в Риме в марте 495 г. В последний раз Иоанн Талайя упоминается в послании папы Геласия I епископам Дардании от 1 февраля 495 г. Однако издатель этого послания О. Гюнтер предлагает датировать его 496 г., и в этом случае получается, что Серен занял кафедру Нолы при жизни Иоанна Талайи. Неизвестно, был ли Иоанн Талайя полноправным епископом Нолы, или ему была передана на содержание часть доходов Ноланской епархии. Виктор Туннунский под 494 г. сообщает о попытке Иоанна Талайи вернуть Александрийскую кафедру. Иоанн Талайя тайно прибыл в Константинополь и сумел добиться встречи с новым византийским императором Анастасием I Дикором, напомнив ему о прежнем гостеприимстве. Однако Анастасий, заботясь о стабильности в церкви, отказал Иоанну Талайе, и тот был вынужден удалиться в Италию. Его послания не сохранились. «Петиция против Акакия» известна по пересказам в произведениях папы Феликса III. Константинопольский патриарх Фотий I Великий (858–867, 877–886 гг.) в своей «Библиотеке» упоминает об «Апологии к папе Геласию», в которой Иоанн Талайя анафематствует не только Нестория, но и пелагиан. Однако Фотий не пишет, что читал «Апологию», а приводит её название в связи со «Свитком актов западных епископов против несториан». Недостаток сведений не даёт исследователям возможности уточнить содержание этого сочинения, а также его возможную связь с трактатом папы Геласия «Определения против пелагианской ереси». При патриархе Тимофее III Салофакиоле в среде александрийских халкидонитов был составлен флорилегий из работ Кирилла Александрийского (412–444 гг.) для того, чтобы продемонстрировать совпадение взглядов Кирилла с Халкидонским оросом (определением). Антиохийский епископ Севир (512–518 гг.) в сочинении «Апология Филалета», направленном против этого флорилегия, упоминает, что Иоанн Талайя, «обманом захвативший кафедру Александрии», привёз этот флорилегий в Рим. По сообщению Севира исследователи предполагают, что Иоанн Талайя участвовал в составлении сборника, однако доказательств этому у них нет. Сочинение папы Геласия «О двух природах», которое представляет собой также сборник цитат из творений отцов церкви и составлено в период присутствия Иоанна Талайи в Риме, не содержит параллелей с флорилегием. Возможно, Иоанн Талайя привёз в Рим другой флорилегий, составленный им самим.



 
PR-CY.ru